РЕКЛАМА 
–Ю–њ—В–Њ–≤—Л–є –Ш–љ—В–µ—А–љ–µ—В –Љ–∞–≥–∞–Ј–Є–љ, –ї—Г—З—И–Є–µ –Є–љ—В–µ—А–љ–µ—В –Љ–∞–≥–∞–Ј–Є–љ—Л —А—Л–±–Њ–ї–Њ–≤–љ—Л—Е —Б–љ–∞—Б—В–µ–є.–њ—А–Њ–µ–Ї—В–Є—А–Њ–≤–∞–љ–Є–µ –Ј–∞–≥–Њ—А–Њ–і–љ—Л—Е –Ї–Њ—В—В–µ–і–ґ–µ–є —Ж–µ–љ—Л –Р–Я–С

—јћќЋ≈“џ Ќј ѕќ„“ќ¬џ’ ћј– ј’

ј  1 Ћатышский стрелок

ј -1 ЂЋатышский стрелокї (1924). “рехместный пассажирский самолЄт ¬. Ћ. јлександрова и ¬. ¬.  алинина. 1924 года выпуска. Ќа нем был совершен дальний перелет ћосква - ѕекин в 1925 году.

јмфиби€ Ў-1 - —амолеты на почтовых марках

јмфиби€ Ў-2

—амолет ƒыбовского

—амолет ƒыбовского 1913 год. ћедицинска€ авиаци€.

»ль€ ћуромец

Ђ»ль€ ћуромецї, четырехмоторный самолЄт —икорского [мощность двигателей 440 квт (600 л. с.), полезный груз 1,5 т, скорость полЄта 100 км/ч], спроектированный русскими инженерами и построенный в начале 1914 на –усско-Ѕалтийском заводе в ѕетербурге.

√акель VII - —амолеты на почтовых марках

√аккель VII самолет (1911г) советского учЄного и конструктора в области самолЄтостроени€ √аккель якова ћодестовича [30.4 (12.5). 1874, »ркутск, Ч 12.12.1945, Ћенинград]

√акель IX

√аккель IX самолет (1912г) советского учЄного и конструктора в области самолЄтостроени€ √аккель якова ћодестовича [30.4 (12.5). 1874, »ркутск, Ч 12.12.1945, Ћенинград]

 -5 - —амолеты на почтовых марках

 -5 (1929г)

ћЅ–-2

ћЅ–-2 гидросамолет (1932г) морской ближний разведчик конструктора √. ћ. Ѕериева

–-5 - —амолеты на почтовых марках

–-5 (1929г). — 5 марта по 13 апрел€ 1934 на самолЄтах јЌ“-4, –-5 и др. было вывезено со льдины 104 человека экипажа затонувшего во льдах Ѕерингова пролива ледокола Ђ„елюскинї.

—таль-2

j—таль-2 (1931г)

—амолет ». —теглау є2 - —амолеты на почтовых марках

—амолет ». —теглау є2

јЌ“-3 (–-3)

јЌ“-3 (–-3) (1925г) самолЄт-разведчик “уполева

“Ѕ-1 (јЌ“-4) - —амолеты на почтовых марках

j“€желый бомбардировщик “Ѕ-1 (јЌ“-4) конструктора “уполева. ƒальний перелет ћосква - Ќью - …орк. — 5 марта по 13 апрел€ 1934 на самолЄтах јЌ“-4, –-5 и др. было вывезено со льдины 104 человека экипажа затонувшего во льдах Ѕерингова пролива ледокола Ђ„елюскинї.

 

“Ѕ-3 (јЌ“-6)

j“Ѕ-3 (јЌ“-6) самолет конструктора “уполева

”-2 (ѕо-2) - —амолеты на почтовых марках

”-2 (ѕо-2) (1927г). ѕрославленный самолЄт ”-2 (впоследствии ѕо-2), созданный ѕоликарповым с мотором ћ-11 мощностью 100 л. с., ставший на долгие годы основной учебной машиной в ———–.

»-16

»-16 (1934г) »стребитель ѕоликарпова

я-1 - —амолеты на почтовых марках

я-1

”т-2 -

ћоноплан ”т-2 был построен и испытан в 1935 году в  Ѕ ј. —. яковлева как учебно-тренировочный самолЄт дл€ лЄтных школ с мотором ћ-11. ¬сего было выпущено свыше 7000 самолЄтов ”“-2.

як-18 - —амолеты на почтовых марках

я -18

як-55

я -55

як-42 - —амолеты на почтовых марках

я -42

»л-86

»Ћ-86

јЌ-28 - —амолеты на почтовых марках

јЌ-28

»л-76

»Ћ-76

ј-300 - —амолеты на почтовых марках

ј-300

Ѕоинг-747

Ѕоинг 747

 онкорд - —амолеты на почтовых марках

 онкорд

ћи√-25 - —амолеты на почтовых марках

ћи√-25

ћико€н и его ћи√и

ћи√и

“у-104 - —амолеты на почтовых марках

“у-104

       

—амолЄт (устаревшее Ч аэроплан), летательный аппарат т€желее воздуха дл€ полЄтов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев. Ѕлагодар€ большой скорости, грузоподъЄмности и радиусу действи€, надЄжности в эксплуатации, высокой манЄвренности самолет получил наибольшее распространение из всех типов летательных аппаратов и примен€етс€ дл€ транспортировани€ пассажиров и грузов, а также дл€ военных и специальных целей.

 

 лассификаци€ самолЄтов. ѕо назначению различают гражданские и военные самолеты.   гражданским самолетам относ€тс€: транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые), спортивные, рекордные (дл€ установлени€ рекордов скорости, скороподъЄмности, высоты, дальности полЄта и т. п.), туристические, административные, учебно-тренировочные, сельскохоз€йственные, специального назначени€ (например, дл€ спасательных работ, телеуправл€емые) и экспериментальные. ¬оенные самолеты предназначены дл€ поражени€ воздушных, наземных (морских) целей или дл€ выполнени€ других боевых задач; подраздел€ютс€ на истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, разведчики, транспортные, самолеты св€зи и санитарные.

¬ основу классификации самолетов по конструкции положены внешние признаки: число и расположение крыльев и двигателей, форма и расположение оперени€ и т. п. ¬ зависимости от числа крыльев различают монопланы, т. е. самолеты с одним крылом, и бипланы Ч самолеты с двум€ крыль€ми, наход€щимис€ одно над другим. Ѕипланы, у которых одно из крыльев короче другого, называютс€ полуторапланами. Ѕипланы манЄвреннее монопланов, но имеют большее лобовое сопротивление, что снижает скорость полЄта самолета. ѕоэтому большинство современных самолетов выполн€етс€ по схеме моноплана. ¬ зависимости от положени€ крыла относительно фюзел€жа самолеты дел€тс€ на низкопланы, среднепланы и высокопланы. ѕо положению оперени€ различают самолеты классические схемы (оперение размещаетс€ позади крыла), самолеты типа Ђуткаї (горизонтальное оперение располагаетс€ впереди крыла) и самолеты типа Ђбесхвосткаї (оперение размещаетс€ на крыле).  лассическа€ схема самолета может быть с однокилевым оперением, разнесЄнным вертикальным (многокилевым) оперением и V-образным оперением. ¬ зависимости от типа шасси самолеты подраздел€ют на сухопутные, гидросамолЄты и амфибии (гидросамолЄты, оборудованные колЄсными шасси). ѕо типу двигателей различают винтомоторные, турбовинтовые и турбореактивные самолеты. ¬ зависимости от скорости полЄта различают самолеты дозвуковые (скорость самолета соответствует ћаха числу ћ < 1), сверхзвуковые (5 > ћ > 1) и гиперзвуковые (ћ >5 ).

јэродинамика самолЄта. ¬ результате воздействи€ на крыло воздушного потока возникает аэродинамическа€ сила R. ¬ертикальна€ составл€юща€ этой силы по отношению к потоку называетс€ подъЄмной силой Y, горизонтальна€ составл€юща€ Ч силой лобового сопротивлени€ Q. Ћобовое сопротивление €вл€етс€ суммой сил трени€ воздуха о поверхность крыла Qтр, давлени€ воздушного потока Qдавл (объедин€емых общим название профильного сопротивлени€ Ч Qпроф = Qтр + Qдавл) и индуктивного сопротивлени€ Qинд, возникающего при наличии подъЄмной силы на крыле. Qинд обусловливаетс€ образованием на концах крыла вихрей воздуха вследствие перетекани€ его из области повышенного давлени€ под крылом в область пониженного давлени€ над крылом. ѕри скорости полЄта, близкой к скорости звука, может возникать волновое сопротивление Qполн. ѕодъЄмна€ сила самолета обычно равна подъЄмной силе крыла, лобовое сопротивление Ч сумме сопротивлений крыла, фюзел€жа, оперени€ и др. частей самолета, обтекаемых потоком воздуха, а также сопротивлени€ интерференции (взаимного вли€ни€ этих частей) Qинт. ќтношение подъЄмной силы к лобовому сопротивлению называетс€ аэродинамическим качеством. ћаксимальное значение аэродинамического качества современного самолета достигает 10Ч20.

—илова€ установка самолЄта состоит из авиационных двигателей и различных систем и устройств Ч воздушных винтов, пожарного оборудовани€, топливной системы, систем всасывани€ воздуха, запуска, смазки, изменени€ направлени€ т€ги и др. ѕри выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигател€ми, разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, сложность устройства воздухозаборников, возможность обслуживани€ и замены двигателей, уровень шума в пассажирском салоне и т. п.

 онструкци€ самолЄта. ќсновные части Ч крыло, фюзел€ж, шасси и оперение самолЄта.  рыло создаЄт подъЄмную силу при движении самолета. ќбычно неподвижно закрепл€етс€ на фюзел€же, но иногда может поворачиватьс€ относительно поперечной оси самолета (например, у самолета вертикального взлЄта и посадки) или измен€ть конфигурацию (стреловидность, размах). Ќа крыле устанавливаютс€ рули крена (элероны) и элементы механизации крыла. ‘юзел€ж служит дл€ размещени€ экипажа, пассажиров, грузов и оборудовани€.  онструктивно св€зывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Ўасси предназначаетс€ дл€ взлЄта и посадки, а также дл€ передвижени€ самолета по аэродрому. Ќа самолетах могут устанавливатьс€ колЄсные шасси, поплавки (на гидросамолЄтах), лыжи и гусеницы (у самолетов повышенной проходимости). Ўасси бывают убирающимис€ в полЄте и неубирающимис€. —амолеты с убирающимис€ шасси имеет меньшее лобовое сопротивление, но т€желее и сложнее по конструкции. ќперение предназначаетс€ дл€ обеспечени€ устойчивости, управл€емости и балансировки самолета.

—истемы управлени€ и оборудование. —истемы управлени€ самолета раздел€ютс€ на основные и вспомогательные.   основным прин€то относить системы управлени€ воздушными рул€ми. ¬спомогательные системы служат дл€ управлени€ двигател€ми, триммерами рулей, шасси, тормозами, люками, двер€ми и т. п. ”правление самолетом производитс€ с помощью штурвальной колонки или ручки управлени€, педалей, переключателей и т. п., расположенных в кабине экипажа. ƒл€ облегчени€ пилотировани€ и повышени€ безопасности полЄта в систему управлени€ могут включатьс€ автопилоты и бортовые вычислители; управление делаетс€ двойным. ”меньшение нагрузок, действующих на рычаги управлени€ при отклонении рулей, обеспечиваетс€ гидравлическими, пневматическими или электрическими усилител€ми (называемыми бустерами), устройствами сервокомпенсации. ”правление самолетом в случае, когда воздушные рули неэффективны (полЄт в сильно разреженной атмосфере, на самолетах вертикального взлЄта и посадки), осуществл€етс€ газовыми рул€ми.

ќборудование самолета включает приборное, радио-, электрооборудование, противообледенительные устройства, высотное, бытовое и специальное оборудование, а дл€ военных самолетов также вооружение (пушки, ракеты, авиационные бомбы) и бронирование. ѕриборное оборудование в зависимости от назначени€ подраздел€етс€ на пилотажно-навигационное (вариометры, авиагоризонты, компасы, автопилоты и т. п.), дл€ контрол€ за работой двигателей (манометры, расходомеры и т. п.) и вспомогательное (амперметры, вольтметры и др.). Ёлектрооборудование самолета обеспечивает работу приборов, средств управлени€, радио, системы пуска двигателей, освещени€. –адиооборудование включает в себ€ средства радиосв€зи и радионавигации, радиолокационное оборудование, системы автоматического взлЄта и посадки. ƒл€ обеспечени€ безопасности и защиты человека при полЄте на больших высотах служит высотное оборудование самолета (системы кондиционировани€ воздуха, кислородного питани€ и др.). ”добство размещени€ пассажиров и экипажа, комфорт обеспечиваютс€ бытовым оборудованием.   специальному оборудованию относ€тс€ системы автоконтрол€ работы оборудовани€ и конструкции самолета, аэрофотосъЄмки, оборудование дл€ перевозки больных и раненых и т. п.

—амолЄты вертикального взлЄта и посадки (—¬¬ѕ) и самолЄты короткого взлЄта и посадки (— ¬ѕ). ”величение скоростей полЄта самолета приводит к росту взлЄтно-посадочных скоростей, в результате чего длина взлЄтно-посадочных полос достигает нескольких километров. ¬ св€зи с этим создаютс€ — ¬ѕ и —¬¬ѕ. — ¬ѕ имеют при высокой крейсерской скорости (600Ч800 км/ч) длину взлЄтно-посадочной дистанции не более 600Ч650 м. —окращение взлЄтно-посадочной дистанции в основном достигаетс€ применением мощной механизации крыла и управлени€ пограничным слоем, использованием ускорителей на взлЄте и устройств дл€ гашени€ скорости при посадке, отклонением вектора т€ги маршевых двигателей. ¬ертикальный взлЄт и посадка —¬¬ѕ обеспечиваютс€ специальными подъЄмными двигател€ми, отклонением реактивных сопел или поворотом основных двигателей, как правило, турбореактивных (“–ƒ).

Ћит.: ѕаленый Ё. √., ќборудование самолетов, ћ., 1968;  урочкин ‘. ѕ., ќсновы проектировани€ самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, ћ., 1970; Ўульженко ћ. Ќ.,  онструкци€ самолетов, 3 изд., ћ., 1971; Ќикитин √. ј., Ѕаканов ≈. ј., ќсновы авиации, ћ., 1972; ѕроектирование самолетов, 2 изд., ћ., 1972; Ўейнин ¬. ћ.,  озловский ¬. »., ѕроблемы проектировани€ пассажирских самолетов, ћ., 1972; Schmidt Ќ. A. F., Lexikon Luftfahrt, ¬., 1971; Jane's, all the world's aircraft, L., 1909Ч.

√. ј. Ќикитин, ≈. ј. Ѕаканов.

Ѕольша€ советска€ энциклопеди€, электронна€ верси€

“екст, иллюстрации © 2002 Ќаучное издательство "Ѕольша€ –оссийска€ энциклопеди€"
–азработка и дизайн © 2002 «јќ "√ласнет"

 
 
ѕри использовании материалов ссылка на сайт об€зательна!
 руглосуточный 
          ¬ывод Webmoney в Ѕанки
јвтор и разработчик сайта:  остюнин ќлег     Get Adobe Flash player