РЕКЛАМА 
Цены на Рено Логан в Уфе также читайте.

ПЛАНЕРЫ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ

 

Планер А7-1970 - Планеры
Планер А15-1960 - Планеры
Планер Гр29-1941 - Планеры на почтовых марках
Планер КАИ 12-1957 - Планеры
Планер Красная звезда-1930 - Планеры на почтовых марках
Планер Стахановец-1939 - Планеры
Планёр (франц. planeur, от planer — парить), безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Движется поступательно под действием собственного веса. Его полёт в спокойной атмосфере происходит с постоянным снижением под некоторым углом к горизонту (углом планирования) и основан на тех же физических законах, что и полёт самолёта. При наличии в атмосфере восходящих потоков воздуха становится возможным полёт планёра без потери высоты или с её набором — парение. Современные планёры различают: по числу мест — одно-, двух- и многоместные; по назначению — учебные, тренировочные и рекордные (спортивные). Одноместные рекордные планёры бывают стандартного (с размахом крыла до 15 м) и открытого (без ограничения размаха) классов.

Первый планёр был построен и испытан французским моряком Ж. Ле Бри в 1868. Используя для запуска буксируемую лошадью тележку, на которой располагался планёр, он сумел осуществить планирующие полёты на расстояние до 30 м. В конце 19 — начале 20 вв. было совершено большое число кратковременных планирующих спусков с холмов, благодаря которым человек научился управлять полётом планёра. В 1891—96 немецкий инженер О. Лилиенталь первый провёл большое число успешных планирующих полётов на расстояние до 250 м на т. н. балансирных планёрах. Управление такими планёрами сводилось к перемещению центра тяжести аппарата путём отклонения тела лётчика в нужную сторону. Последователями О. Лилиенталя стали в Великобритании инженер П. Пилчер, в США инженер О. Шанют и братья О. и У. Райт. Успешные полёты на планёре братьев Райт в 1901—03 позволили им построить самолёт, представлявший собой несколько увеличенную копию их планёра; на нём они впервые совершили полёт в 1903. Начиная примерно с 1908 полёты на балансирных планёрах становятся распространёнными. Позже баланс был заменен управлением рулями — такими же, как и на самолётах. В 1913 в Крыму русский конструктор С. П. Добровольский впервые в России совершил парящие полёты продолжительностью ~ 5 мин на планёре-биплане, который имел систему рулевого управления; в нём лётчик находился в сидячем положении.

В СССР планёростроение получило размах в 20—30-е гг.; конструкторами были К. К. Арцеулов, Г. Ф. Грошев, В. И. Емельянов, С. В. Ильюшин, Б. Н. Шереметев, А. С. Яковлев и многие др. В период 2-й мировой войны 1939—45 в СССР, США, Великобритании, Германии, Японии строились многоместные десантные буксирные планёры для переброски солдат и техники через линию фронта. На фронтах Великой Отечественной войны 1941—45 применяли 7-местный десантный П. А-7 конструкции О. К. Антонова и 11-местный Гр-29 конструкции В. К. Грибовского. Первым в мире десантным буксирным планёром был построенный в 1932 в Москве 18-местный планёр «Яков Алкснис» конструкции Б. Д. Урлапова.

В начале 70-х гг. 20 в. планёры (спортивного назначения) и методы полётов на них были значительно усовершенствованы, что позволило выполнить рекордные полёты на высоте до 14 км, дальностью свыше 1000 км.

Планёр 20-х гг. имели деревянную конструкцию. По своему внешнему виду, размерам, принципу управления и размещению лётчика они мало чем отличались от самолётов тех лет, однако их масса была значительно меньше. В дальнейшем конструкция планёра претерпела существенные изменения, которые привели к увеличению аэродинамического качества планёра (отношения подъёмной силы крыла к полной силе лобового сопротивления) и удлинения крыла (отношения размаха крыла к его ширине), а также к уменьшению минимальной скорости снижения планёра (до 0,5 м/сек). Стал применяться ламинаризированный профиль крыла с характерной изогнутостью в хвостовой его части. Благодаря тому, что лётчик стал располагаться в кабине в полулежачем положении ногами вперёд, а кабину лётчика закрыли прозрачным «фонарём», не выступающим за контур фюзеляжа, резко уменьшилось максимальное сечение фюзеляжа (мидель). Было применено одноколёсное шасси, убирающееся в полёте. Основными конструкционными материалами для современного планёра служат дюралюминий и стеклопластик, дерево применяется значительно реже.

Запуск планёра осуществляется различными способами. В 30-х гг. для этого использовали резиновый шнур, и планёр запускался, как камень из рогатки. Начиная с 1931 советские планеристы освоили старт с помощью буксировки планёра за самолётом. С тех пор такой старт (как правило, до высоты 600 м) сделался обычным для спортивных планёров. Основным способом взлёта планёр без помощи самолёта стал автостарт — подъём посредством стального троса и лебёдки с приводом от двигателя внутреннего сгорания (высота подъёма 200—300 м). В 60-х гг. получили распространение также планёр с мотором — мотопланёры, осуществляющие самостоятельный взлёт.

Основные лётно-технические характеристики современного планёра имеют следующие значения: наибольшее аэродинамическое качество 40—53; размах крыла до 29 м, удлинение крыла 20—36; нагрузка на крыло 250—350 н/м2; скорость снижения 0,4—0,8 м/сек; скорость полёта (при наибольшем аэродинамическом качестве) 80—100 км/ч; максимально допустимая скорость полёта 220—250 км/ч.

Лит.: Пьецух А. И., Крылья молодежи, М., 1954; Шереметев Б. Н., Планеры, М., 1959; Костенко И. К., Сидоров О. А., Шереметев Б. Н., Зарубежные планеры, М., 1959; Замятин В. М., Планеры и планеризм, М., 1974 (лит.); Keedus U., Purilend, Tallinn, 1962; Skarbinski A., Stafiej W., Projektowanie i konstrukcja szybowcow, Warsz., 1965; Podrecznik pilota szybowcowego, Warsz., 1967.

И. К. Костенко.

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

 
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player