Живопись на марках

 
Картины с 200 по 239
  1...50 101...150 151...200 201...242  

 

Струнников - Партизан Лунев

201

Суриков - Покорение Сибири Ермаком

202

Свечков - Всадница на лошади  - Живопись на почтовых марках

203

Сверчков - Обеян серебрянный

204

Терборх - Бокал лимонада  - Живопись на почтовых марках

205

Тициан - Флора

206

Тициан - Святой Себастья  - Живопись на почтовых марках

207

Тициан - Туалет на Венере

208

Живопись  почтовых  на марках

209

Тициан - Кающаяся Магдалина

210

Тропинин - Гитарист

211

Иконопись, писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи и миниатюры, произведения иконописи — иконы — являлись отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), мозаики, затем главным образом темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и др. Это сближает иконопись со станковой живописью; однако иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, так как они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, например в ансамбле иконостаса. Термин «иконопись» употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэллинистического, в частности погребального портрета (см. Фаюмские портреты), создавались вначале «портреты» — изображения святых, а затем и других персонажей христианских легенд. Позже (с 10—11 вв.) в иконописи появляются сюжетные композиции, имевшие главным образом символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Западной Европы, где в средневековом культовом искусстве преобладает скульптура, иконопись получила особенно широкое развитие в Византии. Иконопись Византии оказала огромное влияние на искусство других стран — от Италии до Эфиопии; на Руси, где в 13—16 вв. она приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы иконописи. В средние века роль иконописи никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию. В иконописи (в условной и отвлечённой форме, определённой её религиозным назначением и особенностями средневекового теологического мировоззрения), как и в других видах изобразительного искусства, отражался эстетический опыт народа, она была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика иконописи, сложившаяся в Византии в борьбе против иконоборчества (8—9 вв.), требовала воплощения «божественного», сверхчувствительного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, так как красоту «небесного», по утверждению церковников, передаёт лишь некая внутренняя духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм реального мира. Поэтому в художественной практике иконопись была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещалось на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру; главную роль в формировании образного строя произведений иконописи играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета. В придворно-аристократическом искусстве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Но в иконописи были сильны и фольклорные представления. Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность, простосердечная повествовательность, выразительная конкретность деталей были характерны главным образом для иконописных местных школ.

Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображения, в иконописи тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием иконописи было расширение духовного содержания произведений. Она принесла в искусство ряд нравственных и психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Живое человеческое содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной церковью иконографии, зафиксированной в так называемых подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетических принципов иконописи была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения.

С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для живописи нового времени, иконопись сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

Лит.: Брук Я. В., Живое наследие, М., 1970; Лазарев В. Н., Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; Wulf О., Alpatoff М., Denkmaler der Ikonenmalerei in kunstgeschichtlichen Folge, Hellerau bei Dresden, 1925; Gerhard Н. P., Welt der Ikonen, Recklinghausen, [1957]; Onasch K., Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968.

Г. А. Недошивин.

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

Фреска (от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей. Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич), иногда — с органическими добавками (солома, пенька, лён и т.д.), предохраняющих грунт от растрескивания. Для фрески годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т.д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и чёрные краски (реже — другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно фрески, с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

Фреска была распространена уже в Эгейском искусстве (2-е тыс. до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. росписи, близкие по технике к фреске, начали создаваться у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси (10—12 вв. и 14—17 вв., когда работали Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и др. стран. Большого подъёма искусство фрески достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др. в 14—16 вв.). С 16 в. в Италии распространилась «чистая» фреска (буон фреска) без применения темперы. Для фрески этого и последующего времени характерны 2-слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец предполагал закончить за 1—2 дня. Традиции фрески жили в декоративных росписях 17—18 вв. В 19 в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и др.). Многие прогрессивные мастера 20 в. работают в технике фрески (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.). Палитра современных фрески пополнена многими новыми, синтетическими красителями.

В СССР в популяризацию техники фрески значительный вклад внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышев и др.

Лит.: Шмид Г., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., [М.], 1934; Бодуэн П., Техника фресковой живописи, пер. с франц., [М.], 1938; Чернышев Н. М., Искусство фрески в древней Руси, М., 1954; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

 

Васильев  - Дорога в березовом лесу

221

Тропинин - Одна молодая дама

212

Васильев - Мокрый луг

222

Живопись   почтовых на марках

213

Васильев - После грозы

223

Юон - Конец зимы. Полдень.

214

Васильев - В Крыских горах

224

Юон - Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года

215

Васильев - Болото в лесу

225

Юон - Утро индустриальной Москвы  - Живопись на почтовых марках

216

Ватагин - Гулянка

226

Узунов Дечко - Детский портрет

217

Венецианов - На жатве. Лето

227

Вакуров - Победа

218

Венецианов - Вот тебе и батькин обед  - Живопись на почтовых марках

228

219

Живопись  почтовых на марках

229

 

220

Васильев - Деревенская улица

Вилевальде - Сардар

230

 

Васильев - После грозы

231

Врубель - Конвоец

232

Врубель - Демон  - Живопись на почтовых марках

233

234

Яковлев - Быть в тайге городам

235

Живопись  почтовых на марках

236

Зайцев - Юнный партизан

237

Зардарян - Весна

238

Живопись   почтовых на марках

239

Стен - Больная и врач около

240

Кипренский - Бедная Лиза

241

Крамской - Портрет Шишкина

242

 

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player