ФОРУМ НОВОСТИ САЙТА

КОМИССАРЖЕВСКАЯ ВЕРА ФЕДОРОВНА

     
Комиссаржевская Вера Федоровна

Комиссаржевская Вера Федоровна [27.10(8.11).1864, Петербург, — 10(23).2.1910, Ташкент], русская актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского. Брала уроки сценического искусства у В. Н. Давыдова. В сезоне 1888—89 дебютировала на любительской сцене в Петербурге; в 1890—1891 выступала в Москве в спектаклях Общества искусства и литературы (Бетси — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, и др.). Работала в труппе Н. Н. Синельникова в Новочеркасске, К. Н. Незлобина в Вильнюсе. С успехом играла в комедиях и водевилях с пением. Драматический талант актрисы проявился в пьесах Г. Зудермана (Рози — «Бой бабочек»), А. Н. Островского (Лариса — «Бесприданница») и др. Приглашенная в 1896 в петербургский Александрийский театр, Комиссаржевская стала ярчайшей выразительницей новых художественных устремлений своего времени. Её мятежное, проникнутое поисками нравственного идеала искусство отражало настроения и чаяния предреволюционных лет. Этапной для артистического развития Комиссаржевская и всего русского театра стала роль Нины Заречной в пьесе «Чайка» А. П. Чехова (1896). В Комиссаржевской, игра которой отличалась особой драматической глубиной, трепетностью, тонкостью, Чехов увидел родственного себе художника, владеющего новыми средствами сценической выразительности. Стремясь утвердить свою актёрскую тему — тему протеста и активного вмешательства в жизнь, Комиссаржевская мечтает о создании театра передового современного репертуара. В 1902 она оставляет Александрийский театр и после двухлетних гастролей в провинции открывает в 1904 в Петербурге свой театр (см. Комиссаржевской театр). Здесь она с огромным подъёмом выступает в пьесах М. Горького (Варвара Михайловна — «Дачники», Лиза — «Дети солнца»), драмах Г. Ибсена (Нора — «Кукольный дом»), утверждая своим искусством ценность человеческой личности, отвергая пошлость буржуазной морали. Комиссаржевская становится любимой актрисой демократической интеллигенции. Она организует концерты (выступала с чтением «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике» Горького, и др.), сборы с которых отдаёт на нужды революционных кружков, на помощь студенческому движению. Поиски в области условного символистского театра, осуществлявшиеся Комиссаржевской вместе с В. Э. Мейерхольдом в 1906—07, привели к острому противоречию между режиссёром и актрисой (новой значительной работой Комиссаржевской стала только роль Беатрисы — «Сестра Беатриса» М. Метерлинка). После разрыва с Мейерхольдом Комиссаржевская гастролировала в Северной Америке (1908), затем по городам России (1908—10). Несмотря на успех этих гастролей, для неё наступает период сомнений, метаний, отчаяния. Состояние современного театра её не удовлетворяет. В 1909 Комиссаржевская принимает решение оставить сцену и отдать себя делу воспитания нового актёра, созданию нового театра через школу-студию. Не успев приступить к осуществлению своих замыслов, Комиссаржевская умерла во время гастрольной поездки от чёрной оспы.

Лит.: Марков П., В. Ф. Комиссаржевская, М., 1950; В. Ф. Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы, Л.— М., 1964; О Комиссаржевской. Забытое и новое. Воспоминания. Статьи. Письма, М., 1965; Дубнова Е., М. Горький и театр В. Ф. Комиссаржевской, в кн.: Горьковские чтения. К 100-летию со дня рождения писателя, М., 1968; Рыбакова Ю., Комиссаржевская, [Л., 1971].

Т. М. Родина.

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player