КОНЧАЛОВСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ

     
Кончаловский  Петр Петрович - Автопортрет - Художники на марках





  Кончаловский  Петр Петрович - Мясо, дичь и овощи у окна - живопись на марках  
Кончаловский  Петр Петрович - Персики - живопись на марках
Кончаловский  Петр Петрович - Розы - живопись на марках
Кончаловский  Петр Петрович - Сирень - живопись на марках
Кончаловский  Петр Петрович - Возвращение с ярмарки - живопись на марках
Кончаловский  Петр Петрович - Зеленая рюмка - живопись на марках

Кончаловский Пётр Петрович [9(21).2.1876, Славянск, ныне Донецкой области УССР, — 2.2.1956, Москва], советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897—98) и в петербургской АХ (1898— 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918—21) и Вхутеине (1926—29). В своих ранних произведениях Кончаловский стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству; формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,— все в Третьяковской галерее; «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,— оба в собрании семьи Кончаловских). После Октябрьской революции Кончаловский перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи; основной темой полотен Кончаловского становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты Кончаловского полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи Кончаловских; «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,— оба в Третьяковской галерее). Среди портретов Кончаловского одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея; «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства Кончаловского особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград; «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). Кончаловский был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964; Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967; Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876—1956. Каталог, М., 1968.


А. А. Александров.

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"


 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player