ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ

     

Грабарь Игорь Эммануилович - Автопортрет в шубе - Художники на маркахГрабарь Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петербургской АХ (1894—96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896—98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений «Mиp искусства» и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля («Дама с собакой», 1899, Третьяковская галерея). В 1901—08 в ходе работы Грабаря над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма («Сентябрьский снег», 1903, «Белая зима. Грачиные гнёзда», 1904, «Февральская лазурь», 1904, «Мартовский снег», 1904, — все в Третьяковской галерее). В этот же период Грабарь создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Грабарь пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму («Хризантемы», 1905, «Неприбранный стол», 1907, — обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Грабаря усиливается декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905—06 Грабарь участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1909—14 по проекту Грабаря была построена больница (ныне санаторий «Захарьино») под Москвой. С начала 1890-х гг. Грабарь выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале «Мир искусства»). По инициативе и под руководством Грабаря была издана первая научная «История русского искусства» (т. 1—6, 1909—16; редактор и автор важнейших разделов). Грабарь сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Грабарь создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913—25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914—15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Грабарь стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918—30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Грабаря — реставратора и учёного — связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11—14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Грабаря советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы («Ясный осенний вечер», 1923, «Зимний солнечный день», 1941, — обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Грабарь работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», 1941, — оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»). Выполнил также историко-революционные картины «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» (1938; обе — в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Грабарь опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Грабарь — редактор и один из авторов «Истории русского искусства» (т. 1—13, 1953—69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937—43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943—46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т.1— 2, М. — Л., 1937; Моя жизнь. Автомонография, М.— Л., 1937; В. А. Серов, М., 1965; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969.

Лит.: Подобедова О. И., И. Э. Грабарь, М., [1964] (имеется полный список трудов И. Э. Грабаря).

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

 

 

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player