ФОРУМ НОВОСТИ САЙТА

СМЕТАНА БЕДРЖИХ

Сметана (Smetana) Бедржих

Сметана (Smetana) Бедржих (2.3.1824, Литомишль, — 12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве Сметана познакомился с идеями «будителей». С 1847 концертировал как пианист (свыше 20 лет). В 1847—56 руководил основанной им в Праге музыкальной школой. В 1856—61 жил в Гётеборге, выступал как симфонический дирижёр и пианист. В эти годы создал «6 характерных пьес» (2 тетради, 1848; одобрены Ф. Листом) и «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано. (1860), симфонические поэмы «Ричард III» (по Шекспиру, 1858), «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру, 1859) и «Гакон Ярл» (по Эленшлегеру, 1861). С 1862 выступал как симфонический и хоровой дирижёр и пианист в Праге; преподавал, писал музыкально-критические статьи, был организатором музыкально-общественных и просветительских мероприятий. С 1863 руководил мужским хором «Глагол Пражский» и музыкальной секцией артистического клуба «Умелецка беседа». В 1866—74 был оперным дирижёром во «Временном театре», обогатил его репертуар — наряду с западноевропейскими классическими операми исполнял сочинения чешских композиторов Ф. Шкроупа, К. Бендля, Л. Мехуры и др.; дирижировал также операми М. И. Глинки и оперой «Галька» С. Монюшки. Руководил постановкой здесь собственных опер (дирижировал многими премьерами), ставших основой национального оперного репертуара. Всего написал 9 опер, в том числе историческую музыкальную драму «Бранденбуржцы в Чехии» (соч. 1863), призывавшую к освобождению от национального и социального гнёта, и наиболее известную (ставится и в современных театрах многих стран) комическую оперу «Проданная невеста» (1866, Прага; 3-я редакция, 1870, Петербург), отличающуюся реалистичностью картин народного быта, жизнерадостностью, мелодичностью музыки, основанной на народный напевах и ритмах чешских танцев. Опера-трагедия «Далибор» (1868) вызвала полемику, в которой Сметану поддерживали прогрессивные деятели чешской культуры (в т. ч. Я. Неруда, О. Гостинский); с другой стороны, Сметану обвиняли в отходе от национальных традиций (влияния Листа и Р. Вагнера).

В связи с потерей слуха Сметана оставил пост дирижёра и поселился в деревне Ябкенице близ Праги, где создал свои лучшие оркестровые сочинения — цикл «Моя Родина» (1874—79), состоящий из 6 программных симфонических поэм («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик»), в которых воспеваются чешская природа и чешский народ (по национальным героическим преданиям); там же написаны оперы «Тайна» (1878), «Чёртова стена» (1882) и «Виола» (не окончена, пост. в 1924), 2 струнных квартета (1-й, автобиографический, — «Из моей жизни», 1876; 1883) и другие камерно-инструментальные сочинения, хоры, «Чешские песни» для фортепиано. (1879).

Творчество Сметаны, композитора-патриота, боровшегося за передовые художественные идеалы, отличающееся национальным своеобразием и высоким мастерством, определило дальнейшие пути развития чешской музыки. Его именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет, музыкальное общество, публикующее полное собрание его сочинений. В Праге имеется (с 1928) Музей Сметаны с филиалами в Литомишле и Ябкенице.

Лит.: Гулинская З., Бедржих Сметана, М., 1959; Мартынов И., Бедржих Сметана, М., 1963; Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 2, М., 1973, гл. 3; Hostinsky О., Bedrich Smetana a jeho boj о moderni ceskou hudbu, Praha, 1901; Nejedly Z., Bedrich Smetana, kn. 1—7, Praha, 1950—54; Plavec J., Smetanova tvorba sborova, Praha, 1954; Soupis dopisu Bedricha Smetany, «Miscellanea musicologica», 1960, sv. 15; Clapham J., Smetana, L., 1972.
И. Ф. Бэлза.

Сук (Suk) Йосеф (4.1.1874. Кршечовице,—29.5.1935, Бенешов, близ Праги), чешский скрипач и композитор. Ученик А. Бенневица (скрипка), К. Штекера и А. Дворжака (композиция). Участник (1891—1933) Чешского квартета, с которым гастролировал неоднократно в России (с 1895). До 1904 выступал как солист. Профессор (с 1922) и ректор (1924—26 и 1933—35) Пражской консерватории. В 1-й симфонии (1897) и других симфониях и камерно-инструментальных сочинениях развивал традиции чешских классики. В произведениях С. после 1904 появились черты экспрессионизма. В СССР издано собрание фортепьянных сочинений С. (1955).

Лит.: Бялза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М., 1951, с. 460—66; Berkovec J., Josef Suk, 2 vyd., Praha. 1962

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player