ФОРУМ НОВОСТИ САЙТА

БЕРАНЖЕ ПЬЕР ЖАН

   

Беранже (Beranger) Пьер Жан Беранже (Beranger) Пьер Жан (19.8.1780, Париж, — 16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда-портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Беранже поднял традиционный фольклорный куплет с рефреном до уровня профессионального искусства. Он придал песне жанровое и композиционное разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой из «высоких» жанров — в оду, гимн, дифирамб. Беранже создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет, сатирическую песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую. Некоторые его песни построены как лирический монолог, как ораторское выступление или жанровая картинка. Иногда песня Беранже — портретная зарисовка или миниатюрная новелла.

В пору Первой империи (1804—14) песни Беранже отличаются эпикуреизмом, добродушным юмором; политическая сатира встречается лишь изредка — например, песня «Король Ивето» (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен Беранже резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем народной вражды к Бурбонам, к дворянско-католической реакции; его политическая сатира достигает расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Беранже королевскую власть («Бесконечно малые»), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции («Маркиз де Караба», «Белая кокарда»), католическое духовенство и иезуитов («Святые отцы», «Смерть сатаны»), противопоставляя им образы наполеоновских солдат («Старый сержант», «Старый капрал»). Дважды Беранже привлекался к суду (1821 и 1828) за сборники песен и попадал в тюрьму. Вожди официальной оппозиции — буржуазные либералы не раз предавали его. Однако Беранже был непоколебим в своей борьбе и твёрдо верил в падение режима Реставрации («14-е июля»).

Беранже участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что буржуазная монархия не облегчила положение народа («Жак», «Старый бродяга»). В поисках выхода он обратился к утопическому социализму, славил его учителей («Безумцы»). Отвращение к владычеству финансовой аристократии, отразившееся у Беранже в резких антибуржуазных песнях («Бонди»), возвращало поэта к мысли о новой революции («Идея»). Нарастание народного недовольства в 40-х гг. отозвалось у Беранже в песне «Потоп», предвещавшей Революцию 1848.

К. Маркс называл Беранже «бессмертным». Русские революционные демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов высоко ценили его наследие. В 50—60-х гг. 19 в. огромную популярность его песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили из Беранже советские поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский и др.).

Соч.: (Euvres completes, v. 1—4, P., 1868—78; Ma biographie. P., 1857; Correspondance, v. I—4, P., 1860; в рус. пер.— Полное собр. песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893; Полн. собр. песен, 2 испр. изд., т. 1—2, М., 1936; Сочинения, М., 1957.

Лит.: Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925; Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958; Великовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Старицына З. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969; Boiteau P., Vie de Beranger, P., 1861; Arnould A., Beranger, ses amis, ses ennemis et ses critiques, v. 1—2, P., 1864; Fischer J. O., Pierre-Jean de Beranger, B., [1960], Touchard J., La gloire de Beranger, [v.] I—2, P., 1968 (имеется библ.).

Ю. И. Данилин.

Большая советская энциклопедия, электронная версия
Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player