ФОРУМ НОВОСТИ САЙТА

Чавчавадзе Илья Григорьевич

на почтовых марках

Чавчавадзе Илья Григорьевич - писатели на почтовых марках
Серия 150 лет со дня рождения И.Г. Чавчавадзе
Дата выпуска 8 ноября 1987 г.
Бумага мелованная
Печать металлография
Зубцовка гребенчатая 12,5 : 12
Оформление Художник: В. Коваль, гравюра: Н. Беренкина
Номинал 5 коп.
Тираж 2 800 000
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чавчавадзе Илья Григорьевич [27.10(8.11).1837, Кварели, — 30.8(12.9).1907], грузинский писатель и общественный деятель. Родился в княжеской семье. В 1857 поступил в Петербургский университет. В 1861 вернулся на родину, где встал во главе революционно-демократического направления грузинской литературы. Один из организаторов движения «Тергдалеулеби». С 1864 Чавчавадзе сочетает литературную деятельность со службой в государственных и общественных учреждениях. Он состоял членом комиссии, которая занималась урегулированием отношений между дворянством и крестьянами в связи с реформой 1861; служил мировым посредником, судьей. Многие годы был председателем общества по распространению грамотности среди грузин. С 1877 по 1902 под редакцией Чавчавадзе выходила газета «Иверия». В 1879 был председателем правления грузинского драматического общества. В 1906 Чавчавадзе избрали членом Государственного совета, некоторое время он жил в Петербурге. В Государственном совете он примыкал к т. н. академической группе, в которую входили главным образом прогрессивные буржуазные деятели. Чавчавадзе считал своим долгом защиту интересов Грузии и её народа. Противник самодержавно-крепостнического строя, виднейший представитель национально-освободительного движения Грузии, Чавчавадзе постоянно находился под наблюдением полиции. Многие его произведения были запрещены цензурой. Убит наёмниками царской охранки на пути из Тбилиси в Сагурамо.

 

Чавчавадзе рассматривал литературу как одну из форм познания действительности. Он полностью разделял эстетические воззрения революционных демократов, считая, что искусство вообще, а литература в частности, отражая действительность, подчиняются в своём развитии тем же законам. Изучение жизни Чавчавадзе считал основополагающим моментом процесса художественного творчества. Решительный противник теории «искусства для искусства», Чавчавадзе требовал от искусства общественной значимости, идейности, активного участия в борьбе за социальный прогресс. Его взгляды, оказавшие серьёзное воздействие на деятельность грузинских шестидесятников, выражены в «Записках проезжего» (1861). Чавчавадзе-писатель чутко откликался на явления современной действительности; он обличал в своих произведениях крепостнические порядки и широко отразил процесс разложения феодального уклада. Поэмы «Видение» (1859), «Несколько картин, или Случай из жизни разбойника» (1860), повесть «Рассказ нищего» (1859—62) показывают бесправие трудового народа, сословно-классовые противоречия в грузинском обществе.

Чавчавадзе твёрдо верил, что будущее принадлежит трудящимся. Он понимал, что противоречия, существующие в крепостническом обществе, невозможно устранить в рамках этого общества, и, не будучи сторонником уничтожения этих противоречий последовательно революционным путём, тем не менее ощущал неизбежность ликвидации крепостнических отношений. Сатирическое обличение помещичьего быта в повести «Человек ли он?» (1859—63) вызвало негодование груз. дворянства. Чавчавадзе поднимал в своих произведениях большие общественно-исторические проблемы. В 1887 он закончил повесть «Отарова вдова», в которой осветил взаимоотношения между крестьянами и помещиками после отмены крепостного права в Грузии. Поэзия Чавчавадзе в целом носит патриотический гражданский характер. Многие из его лирических стихотворений, начиная с написанного в 1857 «Горам Кварельским», рисуют картины родной природы. Но и в таких произведениях Чавчавадзе звучат социальные мотивы. Горячим сочувствием к доле труженика-бедняка проникнуто стихотворение «Муша» (1863). В 1872 написаны стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей общественного служения вдохновлена поэма «Отшельник» (1883), в которой Чавчавадзе философски переосмыслил народный сюжет. Язык поэзии Чавчавадзе — живой, образный, подлинно народный. Произведения Чавчавадзе переведены на многие языки мира. Мемориальные музеи открыты в имении поэта в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).

Соч.: в рус. пер. — Избранное, Тб., 1947;

Избранное, Тб., 1952.

Лит.:

Зандукели М., Очерки по истории груз. литературы XIX в., 2 изд., Тб., 1955;

Барамидзе А., Радиан и Ш., Жгенти Б., История груз. литературы, Краткий очерк, Тб., 1958.

 

Д. Радиани.

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player