РЕКЛАМА 
–Ш—Б—В–Њ—А–Є—П, –ї–µ—З–µ–±–љ—Л–µ —Б–≤–Њ–є—Б—В–≤–∞ –Є—А–Є–љ–∞ –Є–≤–∞–љ–Њ–≤ —З–∞–є –Ї—Г–њ–Є—В—М.–†–∞—Б–њ—А–µ–і–µ–ї–µ–љ–Є–µ —Б—В–Њ–Є–Љ–Њ—Б—В–Є —А–∞–±–Њ—З–µ–≥–Њ –њ—А–Њ–µ–Ї—В–∞ –≤ –Ь–Њ—Б–Ї–≤–µ.
‘ќ–”ћ Ќќ¬ќ—“» —ј…“ј

√ерцен јлександр »ванович

   
√ерцен јлександр »ванович
√ерцен јлександр »ванович (псевдоним Ч »скандер) [25.3(6.4).1812, ћосква, Ч 9(21).1.1870, ѕариж], русский революционер, писатель, философ и публицист. –одилс€ в семье богатого помещика ». ј. яковлева; мать Ч немка Ћуиза √ааг. Ѕрак родителей не был оформлен, и √ерцен носил фамилию, придуманную отцом (от нем. Herz Ч сердце). ¬ 1833 √ерцен окончил физико-математическое отделение ћосковского университета.

ƒуховное развитие √ерцена протекало под воздействием социального опыта декабристов, »юльской революции 1830 во ‘ранции, ѕольского восстани€ 1830Ч1831, под вли€нием стихов ѕушкина и –ылеева, драм Ўиллера, произведений французских мыслителей конца 18 в. ¬ произведени€х 30-х гг. (Ђќ месте человека в природеї, 1832, и др.), свидетельствующих о знакомстве √ерцен как с вопросами естествознани€, так и с иде€ми современных ему философских и социальных учений (—ен-—имона, Ўеллинга,  узена и др.), обнаруживаетс€ стремление осмыслить единство природы и человека, материи и сознани€, эмпирического опыта и рационального мышлени€.

¬ университете вокруг √ерцена и его друга Ќ. ѕ. ќгарева сложилс€ кружок революционного. направлени€, в который входили Ќ. ». —азонов, ј. Ќ. —авич, Ќ. ћ. —атин, ¬. ¬. ѕассек и др. ¬ июле 1834 вместе с некоторыми др. участниками кружка √ерцен был арестован. ¬ апреле 1835 выслан в ѕермь, оттуда в ¬€тку, где служил в губернской канцел€рии. ¬ конце 1837 ему разрешили переехать во ¬ладимир. ¬ мае 1838 √ерцен женилс€ на Ќ. ј. «ахарьиной. ¬ начале 1840 вернулс€ в ћоскву, а в мае переехал в ѕетербург, где по насто€нию отца поступил на службу в канцел€рию министерства внутренних дел. ¬ июле 1841 за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в Ќовгород, где служил в губернском правлении. »дейные и философские искани€ √ерцена в годы ссылки носили социально-религиозные формы, что нашло выражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведени€х той поры (Ђ»з римских сценї, 1838, Ђ¬иль€м ѕенї, 1839, и др.). Ќо нар€ду с этим продолжалось становление и его реалистических взгл€дов на окружающую действительность. ¬ернувшись из ссылки (июль 1842) и поселившись в ћоскве, √ерцен прин€л де€тельное участие в борьбе главных направлений общественной мысли: слав€нофилов и западников, раздел€€ до середины 40-х гг. позиции последних. Ѕлест€щие способности полемиста, колоссальна€ эрудици€, талант мыслител€ и художника дали возможность √ерцену стать одной из центральных фигур русской общественной жизни эпохи. ¬ первой половине 40-х гг. √ерцен выступил с беллетристическими произведени€ми, поставившими его в р€д с крупнейшими русскими писател€ми. ѕеру √ерцена принадлежали и глубокие философские работы, в которых он Ђ... сумел подн€тьс€ на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслител€ми своего времениї (Ћенин ¬. »., ѕолн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 256).

¬ цикле статей Ђƒилетантизм в наукеї (1842Ч43), ид€ далее по пути осмыслени€ единства природы и человека, материи и сознани€, тракту€ диалектику √егел€ как Ђалгебру революцииї, √ерцен пытаетс€ обосновать закономерность развити€ человечества к обществу, лишЄнному антагонизма. ѕо √ерцену, этот гр€дущий мир, царство разума воплотит и осуществит рациональные моменты истории: реализм, преклонение перед природой, свойственное античности, принципы суверенности личности, свободы духа. “акое будущее отождествл€етс€ √ерценым с социалистическим идеалом. ‘ормой движени€ к новому миру €вл€етс€, по √ерцену, соединение философии с жизнью, науки с массами, воплощающими материальное начало истории.  огда произойдЄт такое сли€ние духа и материи, начнетс€ пора Ђсознательного де€ни€ї. ѕон€тие Ђде€ниеї выступает здесь у √ерцена как характеристика сущности подлинно человеческой де€тельности, возвышающейс€ как над неосмысленным существованием, так и над бесстрастным зан€тием наукой, свойственным Ђцеховым учЄнымї.

¬ основном философские соч. Ђѕисьма об изучении природыї (1844Ч45) √ерцен развивает идею единства противоположностей преимущественно в методологическом аспекте. ÷ентральна€ иде€ этого произведени€ Ч насто€тельна€ необходимость ликвидации антагонизма, существующего между естествознанием и философией или, как пишет √ерцен, между Ђэмпириейї и Ђидеализмомї. √овор€ так, √ерцен ратует за преодоление созерцательности старого, метафизического материализма и естественнонаучное переосмысление принципов активности познани€, диалектического мышлени€, развитых Ч в идеалистической, спекул€тивной форме Ч √егелем. √ерцен называет Ђподвигомї разработку √егелем Ђметодыї науки и призывает учЄных-эмпириков воспользоватьс€ ею. ¬месте с тем, вопреки √егелю, √ерцен стремитс€ представить природу первичным, живым процессом, Ђброд€щим веществомї, а диалектику познани€, логику Ч еЄ продолжением и отражением. ќднако даже провозгласив природу Ђродословной мышлени€ї, √ерцен всЄ же не смог до конца решить задачу материалистического переосмыслени€ диалектики √егел€, задачу создани€ Ђновой философииї, материалистической по исходному пункту и диалектической по методологии. ѕойд€ Ђ... дальше √егел€, к материализму, вслед за ‘ейербахомї, √ерцен, по словам Ћенина, Ђ... вплотную подошел к диалектическому материализму и остановилс€ перед Ч историческим материализмомї (там же). «акономерность исторического развити€ √ерцен искал в объективных услови€х жизни человеческого общества.   противоречи€м, лежащим в основе общественного развити€, √ерцен относил внутреннюю борьбу между привилегированными и угнетЄнными классами и конфликты между личностью и средой. ќднако классы он различал не по их отношению к средствам производства, а лишь по различию в имущественном положении. ƒвижущей силой истории √ерцен считал народ. —воЄ мировоззрение в 40-х гг. √ерцен назвал реализмом. ќн пришЄл к нему через идеализм и романтизм 30-х гг. –еализм в его понимании охватывал разные области быти€: утверждение материалистической философии, демократических и революционных общественных идеалов, новой морали нового человека. ‘ормирование гуманной свободной личности, котора€ стремитс€ к преобразованию общества на разумных началах, он считал основной задачей воспитани€.

Ћитературу √ерцен рассматривал как отражение общественной жизни и вместе с тем как действенное средство борьбы с самодержавной действительностью. Ђ” народа, Ч писал он, Ч лишенного общественной свободы, литература Ч единственна€ трибуна, с высоты которой он заставл€ет услышать крик своего возмущени€ и своей совестиї (—обрание соч., т. 7,1956, с. 198). јнтикрепостническим пафосом проникнуты его повести Ђƒоктор  руповї (1847), Ђ—орока-воровкаї (1848) и роман Ђ то виноват?ї (1841Ч46) Ч один из первых русских социально-психологических романов. ¬ центре романа Ч страстный протест против крепостничества, подавл€ющего человеческую личность. “олько через дес€тилетие, в 1856, “ургенев создаст образ –удина Ч пр€мого преемника герценовского Ѕельтова. ¬ соотношении Ђлишнего человекаї Ѕельтова с др. персонажами романа отразились философские идеи √ерцена. Ќамеченное в стать€х Ђƒилетантизм в наукеї, разработанное в Ђѕисьмах об изучении природыї противопоставление призрачного идеализма и эмпирического знани€ воплощено в основных персонажах Ч  руциферском (Ђ то виноват?ї) и  рупове (Ђƒоктор  руповї). ‘илософские, публицистические, беллетристические произведени€ √ерцена св€заны не только общей системой идей, но и единством €зыка, художественной манеры. ƒл€ стил€ √ерцена характерны лексическа€ пестрота, сочетание разговорного €зыка с естественнонаучной терминологией.

¬ конце 40Ч начале 50-х гг. преобладающим стилем произведений √ерцена становитс€ лирическа€ публицистика. ќценива€ социально-политические факты современности, она раскрывает и личность автора, с лирической пр€мотой рассказывающего о себе, о своЄм духовном опыте.

¬ 1847 √ерцен с семьей уехал за границу. ¬ первые же мес€цы жизни в ѕариже в Ђѕисьмах из Avenue Marignyї (1847) √. дал критическую оценку буржуазного мира. ѕоражение –еволюции 1848 во ‘ранции, очевидцем и участником которой был √ерцен, привело его к пересмотру некоторых основных положений философской концепции 40-х гг. √ерцен отказываетс€ от идей разумности истории, неодолимости прогресса человечества, которые прежде в общем раздел€л, резко критикует разного рода социальные утопии и романтические иллюзии (Ђ— того берегаї, 1847Ч1850, и др.). ¬ своей критике √ерцен доходит до скептицизма и пессимизма, став€ под сомнение способность человеческого сознани€, науки верно отразить и предвидеть направление исторического движени€. ќшибочно оценив –еволюцию 1848 как неудавшуюс€ битву за социализм, √ерцен разочаровалс€ в возможност€х «апада и дальнейшие перспективы общественного развити€ св€зывал с –оссией. ѕо словам Ћенина, Ђдуховна€ драма √ерцена была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в ≈вропе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрелаї (ѕолн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 256), это был крах Ђ... буржуазных иллюзий в социализмеї (там же). ¬ 1849 √ерцен опубликовал статью Ђ–осси€ї, в которой впервые сформулировал свои взгл€ды на сельскую общину. ¬ последующие годы разработал теорию Ђрусского социализмаї, став одним из основоположников народничества. ¬ основу теории √ерцена легли идеи социалистического переустройства общества на основе кресть€нской общины, мину€ этап капиталистического развити€. √ерцен полагал, что Ђчеловек будущего в –оссии Ч мужик, точно так же, как во ‘ранции работникї (—обр. соч., т. 7,1956, с. 326). “еори€ ЂЂрусскогої социализмаї в действительности не содержала, по словам Ћенина, Ђ... ни грана социализмаї (см. ѕолн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 258), но в своеобразной форме выражала революционные стремлени€ русского кресть€нства, его требовани€ полностью уничтожить помещичье землевладение.   началу 50-х гг. в основном сложились взгл€ды √ерцена на русский исторический процесс. — наибольшей полнотой они были сформулированы √ерценым в книге Ђќ развитии революционных идей в –оссииї (1850), освещавшей как русскую историю, так и историю развити€ русского освободительного движени€.

¬ 1849 √ерцен переехал в ∆еневу (Ўвейцари€). ”частвовал в издании газеты ѕрудона Ђ√олос народаї. ¬ 1850 поселилс€ в Ќицце, где сблизилс€ с де€тел€ми италь€нского освободительного движени€. ¬ том же году на требование царского правительства вернутьс€ в –оссию ответил отказом. ¬ мае 1852 умерла жена √ерцена. ¬ августе того же года он переехал в Ћондон, где основал (1853) ¬ольную русскую типографию дл€ борьбы с крепостничеством и царизмом. ѕервые два года, не получа€ материалов из –оссии, печатал свои произведени€ (Ђёрьев день! ёрьев деньї, Ђѕол€ки прощают нас!ї, Ђ рещена€ собственностьї н др.). ¬ начале 50-х гг. √ерцен начал работать над произведением ЂЅылое и думыї (1852Ч68, 1-е полное издание 1919Ч20), которое €вилось вершиной художественного творчества √. —реди автобиографий мировой литературы оно выдел€лось совершенством художественной формы, глубиной мысли, революционным содержанием, широтой охвата действительности. ЂЅылое и думыїЧ эпопе€ и исповедь, вместивша€ –оссию и «апад, идейно-политическую борьбу 30Ч60-х гг., философские раздумь€ и быт, историю общественной мысли и интимный мир человека. ¬ ЂЅылом и думахї завершаетс€ эволюци€ герценовского стил€; здесь √ерцен пользуетс€ метафорами, достига€ в немногих строках большой концентрации социально-политического и философского содержани€.

— 1855 √ерцен начал издавать альманах Ђѕол€рна€ звездаї, который получил широкое распространение в –оссии. ¬ 1856 в Ћондон переехал ќгарев. ¬ 1857 √ерцен и ќгарев приступили к изданию Ђ олоколаї Ч первой русской революционной газеты. Ђ√ерцен, Ч писал ¬. ». Ћенин, Ч создал вольную русскую прессу за границей Ч в этом его велика€ заслуга... Дѕол€рна€ звездаї подн€ла традицию декабристов. Д олоколї (1857Ч1867) встал горой за освобождение кресть€н. –абье молчание было нарушеної (там же, с. 258Ч59). ѕрограмма Ђ олоколаї на первом этапе (1857Ч1861) содержала общедемократические требовани€: освобождение кресть€н с землЄй, общинное землевладение, уничтожение цензуры и телесных наказаний. Ћиберальные иллюзии, свойственные √ерцену в отдельные годы, нашли отражение на страницах Ђ олоколаї. ѕосле реформы 1861 √ерцен резко выступил против либерализма, опубликовал в Ђ олоколеї статьи, разоблачающие реформу, прокламации и др. документы революционного подполь€. Ўирокое распространение Ђ олоколаї в –оссии способствовало объединению демократических и революционных сил, созданию в –оссии революционной организации Ђ«емл€ и ¬ол€ї. ¬ период ѕольского восстани€ 1863Ч64 √ерцен, понима€ бесперспективность и обречЄнность движени€, счЄл вместе с тем нужным выступить в защиту ѕольши. Ђћы, Ч писал он, Ч спасли честь имени русского Ч и за это пострадали от рабского большинстваї (—обр. соч., т. 27, кн. 2, с. 455). Ћиберальна€ читательска€ аудитори€ отхлынула от Ђ олоколаї, тираж его сократилс€ в несколько раз. ѕеренесение издани€ из Ћондона в ∆еневу не поправило дела, т. к. молода€ эмиграци€, сосредоточенна€ там, не нашла общего €зыка с √ерценым. ¬ 1867 издание Ђ олоколаї было прекращено. ¬ 50Ч 60-е гг. продолжаетс€ развитие и материалистического мировоззрени€ √ерцена. ¬ этот период, удел€€ особое внимание проблеме личности и общества, √ерцен выступал резким критиком как буржуазного индивидуализма, так и уравнительной утопии (ЅабЄф,  абе и др.). —тремление избежать крайностей как фатализма, так и волюнтаризма выражаетс€ в глубоких раздумь€х √ерцена над проблемой общественной закономерности. ѕыта€сь пон€ть историю как Ђ... свободное и необходимое делої человека (там же, т. 20, кн. 1,1960, с. 442), √ерцен развивает идею единства среды и личности, исторических обсто€тельств и человеческой воли, пересматривает своЄ прежнее понимание перспектив исторического развити€ ≈вропы. ¬ заключительных главах ЂЅылого и думї, цикле очерков Ђ—куки радиї (1868Ч69), в повести Ђƒоктор, умирающий и мЄртвыеї (1869) он ставит вопрос о Ђсовременной борьбе капитала с работойї. —кептицизм √ерцена был формой поисков правильной социологической теории. ¬ершиной этих поисков и теоретическим завещанием его стала последн€€ работа Ч письма Ђ  старому товарищуї (1869). ќни адресованы ћ. ј. Ѕакунину и направлены против его крайней революционности: призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, полной свободе, требованию не Ђучить народї, а Ђбунтовать егої. Ќельз€, полагал √ерцен, звать массы к такому социальному перевороту, потому что насилием и террором можно расчистить место, но создать ничего нельз€. „тобы создавать, нужны Ђидеи постро€ющиеї, нужна сила, нужно народное сознание, которого также нет, ибо народ пока ещЄ внутренне консервативен. ЂЌельз€ людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутриї (там же, кн. 2,1960, с. 590). ѕрежде нужно из мира нравственной неволи выйти Ђв ширь понимани€, в мир свободы в разумеї. ¬едь обойти процесс понимани€ так же невозможно, как обойти вопрос о силе, а социальному перевороту Ђ... ничего не нужно, кроме понимань€ и силы, знань€ и средствї (там же, с. 580). ѕока их нет, нужна пропаганда. ЂЌаша сила, Ч писал √ерцен, Ч в силе мысли, в силе правды, в силе слова, в исторической попутности...ї (там же, с. 588). —илу пропаганды и организаций увидел √ерцен и в Ђћеждународных работничьих съездахї. ќпредел€€ место, которое зан€л √ерцен в русском революционном движении, Ћенин писал в ст. Ђѕам€ти √ерценаї: Ђ„еству€ √ерцена, мы видим €сно три поколени€, три класса, действовавшие в русской революции. —начала Ч двор€не и помещики, декабристы и √ерцен. ”зок круг этих революционеров. —трашно далеки они от народа. Ќо их дело не пропало. ƒекабристы разбудили √ерцена. √ерцен развернул революционную агитациюї (ѕолн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 261).

ѕоследние годы √ерцен жил в разных городах ≈вропы (∆енева,  анн, Ќицца, ‘лоренци€, Ћозанна, Ѕрюссель и др.). ”мер в ѕариже, похоронен на кладбище ѕер-Ћашез. ¬последствии прах √ерцена был перевезЄн в Ќиццу.

—оч.: ѕолн. собр. соч. и писем, под ред. ћ.  . Ћемке, т. 1Ч22, ѕ., 1919Ч25; —обр. соч., т. 1Ч30, ћ., 1954Ч66; —оч., т. 1Ч9, ћ., 1955Ч58.

Ћит.: Ћенин ¬. »., ѕам€ти √ерцена, ѕолн. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, »з прошлого рабочей печати в –оссии, там же, т. 25; Ѕелинский ¬. √., ¬згл€д на русскую литературу 1847 г., ѕолн. собр. соч., т. 10, ћ., 1956; ѕлеханов √. ¬., —оч., т. 23, ћ.ЧЋ., 1926; ѕипер Ћ., ћировоззрение √ерцена, ћ. Ч Ћ., 1935; Ћитературное наследство, т. 39/40, 41/42, 61Ч64, ћ., 1941Ч58; ‘илатова ≈. ћ., Ёкономические взгл€ды √ерцена и ќгарева, ћ., 1953; Ѕел€вска€ ». ћ., ј. ». √ерцен и польское национально-освободительное движение 60-х гг. XIX в., ћ., 1954: √инзбург Ћ., ЂЅылое и думыї √ерцена, Ћ., 1957; ¬олодин ј. »., ¬ поисках революционных теорий (ј. ». √ерцен), ћ., 1962; его же, √ерцен, ћ., 1970; ѕирумова Ќ. ћ., ј. √ерцен, ћ., 1962; Ёйдельман Ќ. я., √ерценовский Ђ олоколї, ћ., 1963; его же. “айные корреспонденты Ђѕол€рной «вездыї, ћ., 1966; ѕроблемы изучени€ √ерцена. —б. ст., ћ., 1963; „уковска€ Ћ.  ., ЂЅылое и думыї √ерцена, ћ., 1966; еЄ же, Ќачало. »з книги Ђ√ерценї, в сборнике: Ђѕрометейї, т. 3, ћ., 1967; ћатериалы к библиографии ј. ». √ерцена и литература о нем, Ђ”ч. зап. Ћенинградского государственного педагогического института им. ј. ». √ерценаї, 1948, т. 78, 1959, т. 196, 1963, т. 238; «ейлигер-–убинштейн ≈. »., ѕедагогические взгл€ды ј. ». √ерцена, Ћ., 1958; —околов ћ. ¬., “еплов Ѕ. ћ., ѕсихологические идеи ј. ». √ерцена, Ђ¬опросы психологииї, 1962, є 2.

 

Ќ. ћ. ѕирумова, ј. ». ¬олодин.

Ѕольша€ Ёнциклопеди€  ирилла и ћефоди€ 2000

 

ѕри использовании материалов ссылка на сайт об€зательна!
 руглосуточный 
          ¬ывод Webmoney в Ѕанки
јвтор и разработчик сайта:  остюнин ќлег     Get Adobe Flash player