РЕКЛАМА 
–њ—А–Њ—В–Њ—В–Є–њ–Є—А–Њ–≤–∞–љ–Є–µ —О–≤–µ–ї–Є—А–љ—Л–є, 3d –Љ–Њ–і–µ–ї–Є—А–Њ–≤–∞–љ–Є–µ —О–≤–µ–ї–Є—А–љ—Л—Е –Є–Ј–і–µ–ї–Є–є–Ш–≥—А—Л –њ–Њ—Ж–µ–ї—Г–Є –≤ –Ї—А–Њ–≤–∞—В–Є.
‘ќ–”ћ Ќќ¬ќ—“» —ј…“ј

ѕј—“≈–Ќј  Ѕќ–»— Ћ≈ќЌ»ƒќ¬»„

ѕастернак Ѕорис Ћеонидович - писатели на почтовых марках

 

 

 

 

—ери€ Ћауреаты Ќобелевской премии
ƒата выпуска 22 окт€бр€ 1990 г.
Ѕумага мелованна€
ѕечать офсет в сочетании с металлографией
«убцовка 12,5 : 12
ќформление ’удожник: ё. јрцименев, гравюра: ј. —ейфулиной
Ќоминал 15 коп.
“ираж 2 300 000
   

 

 

ѕастернак Ѕорис Ћеонидович (1890-1960), русский писатель. —ын Ћ. ќ. ѕастернака. ¬ поэзии (сборники Ђ—естра мо€ Ч жизньї, 1922, Ђ¬торое рождениеї, 1932, ЂЌа ранних поездахї, 1943; цикл Ђ огда разгул€етс€ї, 1956-1959) Ч постижение мира человека и мира природы в их многосложном единстве, ассоциативность, метафоричность, соединение экспрессионистического стил€ и классической поэтики. ѕоэмы (в т. ч. Ђƒев€тьсот п€тый годї, 1925-1926). ѕовести. ¬ судьбе русского интеллигента Ч геро€ романа Ђƒоктор ∆ивагої (опубликован за рубежом, 1957; Ќобелевска€ преми€, 1958, от которой ѕастернак под угрозой выдворени€ из ———– вынужден был отказатьс€; диплом вручен сыну ѕастернака в 1989) Ч обнажены трагические коллизии революции и √ражданской войны; стихи геро€ романа Ч лирический дневник, в котором человеческа€ истори€ осмысл€етс€ в свете христианского идеала. јвтобиографическа€ проза. ѕереводы произведений ”. Ўекспира, ». ¬. √ете, ѕ. ¬ерлена, грузинских поэтов.
* * *
ѕастернак Ѕорис Ћеонидович [29 €нвар€ (10 феврал€) 1890, ћосква Ч 30 ма€ 1960, поселок ѕеределкино под ћосквой], русский поэт.

—емь€
–одилс€ в семье художника Ћ. ќ. ѕастернака и пианистки –. ».  ауфман. ¬ доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Ћ. Ќ. “олстой, Ќ. Ќ. √е, ј. Ќ. —кр€бин, ¬. ј. —еров. јтмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества ѕастернака в культурной традиции и одновременно приучила к воспри€тию искусства как повседневного кропотливого труда.

Ќакануне поэзии
¬ детстве ѕастернак обучалс€ живописи, затем в 1903-08 всерьез готовилс€ к композиторской карьере, в 1909-13 училс€ на философском отделении историко-филологического факультета ћосковского университета, в 1912 провел один семестр в ћарбургском университете в √ермании, где слушал лекции знаменитого философа √.  огена. ѕосле окончани€ университета занималс€ практически лишь литературной де€тельностью, однако профессиональна€ музыкальна€ и философска€ подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построени€ его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

Ђћы с жизнью на один покройї (–аннее творчество)
ѕервые шаги ѕастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов Ч ј. Ѕелого, ј. ј. Ѕлока, ¬€ч. ». »ванова и ». ‘. јнненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. ¬ 1914 поэт входит в футуристическую группу Ђ÷ентрифугаї. ¬ли€ние поэзии русского модернизма (символистов Ч главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов Ч в необычности словоупотреблени€ и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов ѕастернака ЂЅлизнец в тучахї (1913) и Ђѕоверх барьеровї (1917). ќднако уже в стихотворени€х 1910-х гг. по€вл€ютс€ и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, Ч мира, где все настолько переплетено и взаимосв€зано, что любой предмет может приобрести свойства другого, наход€щегос€ р€дом, а ситуации и чувства описываютс€ с помощью нарочито Ђслучайногої набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напр€жением, которое их и объедин€ет (Ђ» чем случайней, тем вернее / —лагаютс€ стихи навзрыдї Ч стихотворение Ђ‘евраль. ƒостать чернил и плакать!...ї).

ѕастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи наход€т наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов Ђ—естра мо€ Ч жизньї (1922), посв€щенной лету 1917 между двум€ революци€ми.  нига представл€ет собой лирический дневник, где за стихотворени€ми на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. “ем не менее ѕастернак утверждал, что в этой книге Ђвыразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимогої. ¬ соответствии с эстетическими взгл€дами автора, дл€ описани€ революции требовалась не историческа€ хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событи€ми мирового, если не вселенского масштаба.  ак €сно из заглави€ книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого истори€ любви, интимные переживани€, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претвор€ютс€ в книгу о революции. ѕозже ѕастернак назвал подобный подход Ђинтимизацией историиї, и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников примен€лс€ им на прот€жении творческого пути неоднократно.

ѕоэт и эпоха. 1920-50-е гг.
— начала 1920-х гг. ѕастернак становитс€ одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его вли€ние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников Ч ѕ. √. јнтокольского, Ќ. ј. «аболоцкого, Ќ. —. “ихонова, ј. ј. “арковского и  . ћ. —имонова.

ƒл€ самого ѕастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. ¬ поэмах Ђ¬ысока€ болезньї (1923-28), Ђƒев€тьсот п€тый годї (1925-26), Ђ—пекторскийї (1925-31), ЂЋейтенант Ўмидтї (1926-27) революци€ предстает как логическа€ часть исторического пути не только –оссии, но и всей ≈вропы. Ќаиболее выразительным знаком неправедности социального и духовного устройства –оссии, определ€ющим нравственные основани€ и нравственную неизбежность революции, становитс€ дл€ ѕастернака Ђженска€ дол€ї (в традици€х Ќ. ј. Ќекрасова, ‘. ћ. ƒостоевского и гражданской лирики второй половины 19 в.).

¬ повести Ђќхранна€ грамотаї (1930), своеобразном итоговом творческом отчете за два дес€тилети€, ѕастернак формулирует свою позицию в искусстве, представлени€ о месте поэта в мире и истории, иллюстриру€ основные положени€ описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника Ч ¬. ¬. ћа€ковского. ћучительному разрыву с первой женой (художницей ≈. ¬. ѕастернак) и сближению с «. Ќ. Ќейгауз (в первом браке Ч жена √. √. Ќейгауза) посв€щена нова€ книга лирики Ч Ђ¬торое рождениеї (1932). ≈е выход обозначил начало периода де€тельного участи€ ѕастернака в общественно-литературной жизни, продолжавшегос€ до начала 1937 года. ѕастернак выступает с речью на ѕервом съезде —оюза советских писателей (1934), в качестве члена правлени€ принимает участие практически во всех меропри€ти€х —оюза. ќтстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. ¬ годы все нараставшего сталинского террора ѕастернак неоднократно вступалс€ за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

— середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных зан€тий ѕастернака становитс€ переводческа€ де€тельность. ќн переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии ”. Ўекспира (Ђќтеллої, Ђ√амлетї, Ђ ороль Ћирї, Ђћакбетї, Ђ–омео и ƒжульеттаї), Ђ‘аустаї ». √ете и многое другое, стрем€сь при этом не к точной передаче €зыковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию Ђрусского Ўекспираї и пр.
¬ 1940-41 после долгого перерыва ѕастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом Ђ—тихи о войнеї составили книгу ЂЌа ранних поездахї (1943). —тихи этого периода, свидетельствующие о верности ѕастернака кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к преодолению сложности €зыка, свойственной его ранней поэзии.

√лавна€ книга
»тогом своего творчества сам ѕастернак считал роман Ђƒоктор ∆ивагої, над которым он работал с 1946 по 1955 год. ”же в 1910-х гг. ѕастернак, обраща€сь к прозе, пыталс€ создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколени€. ѕовесть Ђƒетство Ћюверсї (1918), сохранившиес€ прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. ¬ основу романа, посв€щенного Ђвечнымї вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую внос€т в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены Ђнова€ иде€ искусстваї и Ђпо-новому пон€тое христианствої; в рамках этих представлений культура рассматриваетс€ как результат стремлени€ человечества к бессмертию, а главной ценностью ≈вангели€ и европейской литературы объ€вл€етс€ умение иллюстрировать высокие истины Ђсветом повседневностиї.  руг философских проблем анализируетс€ на примере судьбы русского интеллигента Ч врача и поэта ёри€ ∆иваго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю –оссии в первые четыре дес€тилети€ 20 в. »звечность проблем и ситуаций, в которых оказываютс€ персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркиваетс€ евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного геро€, которые составл€ют последнюю часть Ђƒоктора ∆ивагої.

¬ издании романа на родине ѕастернаку было отказано. ќн передал его дл€ публикации италь€нскому издателю, и в 1957 по€вилась публикаци€ Ђƒоктора ∆ивагої на италь€нском €зыке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издани€ (в ———– был опубликован только в 1988). ¬ 1958 Ђза выдающиес€ заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозыї ѕастернаку присудили Ќобелевскую премию по литературе, что было восприн€то в ———– как чисто политическа€ акци€. Ќа страницах печати развернулась кампани€ травли поэта, ѕастернак был исключен из —оюза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. ¬се это вынудило ѕастернака отказатьс€ от Ќобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Ёпистол€рное наследие

¬ наследии ѕастернака особое место занимают письма. ¬ течение сорока лет продолжалась интеллектуально насыщенна€ переписка с двоюродной сестрой Ч ќ. ћ. ‘рейденберг ; переписка с ћ. ». ÷ветаевой 1922-36 гг. представл€ет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напр€женный эпистол€рный роман; после публикации Ђƒоктора ∆ивагої огромное место зан€ла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чем ѕастернак видел знак Ђдушевного единень€ векаї.

ѕастернак в русской культуре
ѕоэзи€ и проза ѕастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижени€ми русского символизма и авангарда. –оман Ђƒоктор ∆ивагої на прот€жении нескольких дес€тилетий оставалс€ одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определ€€ представление о русской литературе 20 в.
¬ 1990 в подмосковном поселке ѕеределкино, в помещении бывшей дачи ѕастернака был открыт музей поэта.

—очинени€:
—обрание сочинений. ћ., 1989-91. “. 1-5.

Ћитература:
‘лейшман Ћ. —. Ѕорис ѕастернак в двадцатые годы. ћюнхен, 1981.
‘лейшман Ћ. —. Ѕорис ѕастернак в тридцатые годы. »ерусалим, 1984.
ѕастернак ≈. Ѕ. ѕастернак Ѕ. Ћ.: ћатериалы дл€ биографии. ћ.,1989.
¬ыступление
—тихотворени€ 1912-1928 годов
—тихотворени€ 1931-1959 годов
«а€вление “ј—— о романе Ђƒоктор ∆ивагої

 

 . ћ. ѕоливанов

Ѕольша€ Ёнциклопеди€  ирилла и ћефоди€ 2000

 

 

ѕри использовании материалов ссылка на сайт об€зательна!
 руглосуточный 
          ¬ывод Webmoney в Ѕанки
јвтор и разработчик сайта:  остюнин ќлег     Get Adobe Flash player