ФОРУМ НОВОСТИ САЙТА

БЕТАНКУР АВГУСТИН

   
Бетанкур (Bethencourt у Molina) Агустин (Августин Августинович)

Бетанкур (Bethencourt у Molina) Агустин (Августин Августинович) (наст. имя и фамилия Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина, Bethencourt y Molina) [1.2.1758, Пуэрто-де-ла-Крус, Канарские острова, — 14 (26).7.1824, Петербург], инженер-механик и строитель, член-корреспондент французской АН (1809), генерал-лейтенант российской службы (1809). Испанец по происхождению.


Родился в дворянской испанской семье на Канарских островах, в 1781 окончил Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид). Его большое дарование и талант изобретателя проявились уже в студенческие годы. Бетанкур усовершенствовал технологию прядения шёлка и производство шёлковых тканей. В 1798 Бетанкур руководил строительством первого в Испании оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом. С 1800 генерал-инспектор созданного им Корпуса путей сообщения, а также всех дорог и мостов Испании, с 1803 главный интендант армии.


С целью совершенствования своих знаний прошел стажировку во Франции, Англии, Германии, Нидерландах. В 1807 по политическим соображениям покинул Испанию. В 1807-08 в Париже опубликовал «Курс построения машин».


В 1808 был приглашен на службу русским правительством и зачислен в армию в чине генерал-майора.
В России под руководством Бетанкура было проведено много важных работ: разрабатывал проекты реконструкций Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем, переоборудование Тульского оружейного завода с установкой там паровых машин, созданных по его проекту; постройка в Казани новой литейной для пушек; переоборудование Александровской мануфактуры; углубление порта в Кронштадте и сооружение канала между Ижорским заводом и Петербургом с применением изобретённой им же в 1810 паровой землечерпательной машины, Манежа в Москве, перекрытого уникальными по величине пролёта (45 м) деревянными фермами (к архитектурной обработке отдельных деталей здания был привлечён архитектор О. И. Бове). В 1820 на территории Нижегородской ярмарки по проекту Бетанкура был сооружен Гостиный двор. В 1818—1822 при участии Бетанкура была построена первая крупная в России шоссейная дорога Петербург — Новгород — Москва.


Автор проектов многих мостов, в том числе Каменноостровского в Санкт-Петербурге и наплавного моста на стрелке при впадении Оки в Волгу в Нижнем Новгороде (1817). Руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
По планам и под непосредственным руководством Бетанкура были сооружены здания Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге (ныне Гознак). Бетанкур одновременно занимался и приготовлением образцов новых ассигнаций, и разработкой способов их производства, и штатами будущего учреждения. Он подбирал и обучал кадры специалистов и рабочих, которые направлялись на обучение на бумажные фабрики и типографии.


В 1816 организовал и возглавил Комитет для строений и гидравлических работ в Петербурге, куда должны были представляться проекты всех строений и сооружений столицы. Под его руководством работали архитекторы К. И. Росси, В. П. Стасов и др., многие выдающиеся инженеры.
Бетанкур способствовал улучшению устройства внутреннего судоходства России, содействовал распространению инженерного образования. По его инициативе в 1810 был учрежден в Петербурге Институт путей сообщения, которым Бетанкур руководил до конца жизни.


Бетанкур много сделал для инженерного образования в России: по его проекту в 1810 был открыт Институт корпуса инженеров, в котором он читал лекции до конца жизни, в 1819-20 открыты Военно-строительная и Кондукторская школы в Петербурге.
С февраля 1824 Бетанкур ушел в отставку. После его смерти осуществился его последний замысел: началось издание «Журнала путей сообщения».

Литература:
Боголюбов А. Н. А. А. Бетанкур. 1758-1824. М., 1969.

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player