ФОРУМ НОВОСТИ САЙТА

ИВАН II ИВАНОВИЧ КРАСНЫЙ (КРАСИВЫЙ)

   
Иван II Иванович Красный (Красивый)

Иван II Иванович Красный (Красивый) (30.3.1326—13.11.1359), русский князь, второй сын Ивана I Даниловича Калиты, отец Дмитрия Ивановича Донского, князь звенигородский и рузский в 1340—53. После смерти брата, Семена Гордого, великий князь московский и владимирский (с 1353); отстоял право на великокняжеский престол в борьбе с суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем. Продолжал политику отца и брата по объединению русских земель.


Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

 

Глава из книги "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОСССИЙСКОГО для детей" Николая Михайловича Карамзина

Великий Князь Иоанн II Иоаннович (Иван II Иванович Красный (Красивый))
Все российские князья после смерти Симеона Гордого поехали в Орду узнать, кто из них теперь будет главным; а новгородцы послали туда своего боярина Судокова просить хана, чтобы он удостоил сей чести Константина Суздальского, благоразумного и твердого. Вопреки им Чанибек избрал Иоанна Иоанновича Московского (Иван II Иванович Красный (Красивый)), тихого, миролюбивого и слабого. Кроткий Иоанн II Иоаннович (Иван II Иванович Красный (Красивый)) терпеливо сносил ослушание новгородцев, не хотевших ему подчиняться, до самого того времени, как суздальский князь Константин Васильевич, ими любимый, скончался. Тогда, уже не видя достойного соперника для великого князя, они приняли наместников Иоанна, а Чанибек утвердил Нижний, Городец и Суздаль за сыном Константина, Андреем, ибо самое ближайшее наследственное право для российских владетелей не имело силы без ханского согласия. Так Иоанн Федорович Стародубский по кончине старшего брата Дмитрия ждал целый год грамоты Чанибека, без коей он не мог назваться князем сего удела.
[1354-1359гг] Время государей тихих редко бывает спокойным, ибо их мягкосердечие имеет вид слабости, благоприятной для внешних врагов и внутренних мятежников. Литовский князь Ольгерд, выдав свою дочь за Бориса Константиновича Суздальского, брата Андрея, и женив племянника Димитрия Кориядовича на дочери великого князя, старался стеснять Россию. Смоленск и Брянск уже давно зависели некоторым образом от Литовского княжения. Чтобы открыть себе путь к Тверскому и Московскому княжениям, Ольгерд занял было своим войском и городок Ржев, но тверитяне и жители Можайска, встревоженные столь опасным соседством, поспешили вооружиться и выгнали оттуда литовцев.
Муром, Тверь и Новгород страдали в это время от междоусобия и вражды между князьями Василием Михайловичем Тверским и его племянников Всеволодом Александровичем Холмским, которую не смогли прекратить ни великий князь, ни митрополит Алексий, желавший усовестить их во Владимире, куда князья для того съезжались (в 1357 году).
В год кончины Симеона архиепископ новгородский Моисей отправил посольство к греческому царю и к патриарху с жалобой на беззаконное самовластие митрополита; но, судя по всему, патриарх Филофей, хитрый грек, ограничился только ласковыми увещеваниями, ибо не хотел ссориться с российскими митрополитами, которые никогда не ездили в Царьград без богатых даров. В знак особого уважения к святителю Моисею он прислал ему крещатые ризы, или Полиставрион.
Сия жалоба новгородского духовенства на главу церкви оскорбляла достоинство митрополитов. Другое происшествие привело к еще большему соблазну: патриарх Филофей вместо одного законного митрополита для России поставил в Константинополе двух – Алексия, избранного великим князем, и какого-то Романа (вероятно грека).
Сия новость изумила духовенство – оно не знало, кому повиноваться. Алексий – «не искав чести», по словам летописи, «но от чести взысканный» - отправился в Константинополь с жалобами на беспорядок в делах церковных, и Филофей, желая примирить разные стороны, объявил его митрополитом Киевским и Владимирским, а Романа – Литовским и Волынским.
Митрополит Алексий, все более и более славясь добродетелями, имел случай оказать важную услугу Отечеству. Жена Чанбека Тайдула, страдая от тяжкой болезни, попросила его помощи. Хан написал великому князю: «Мы слышали, что Небо ни в чем не отказывает молитве главного попа вашего: да испросит же он здравие моей супруге!» Алексий поехал в Орду с надеждой на Бога – и не обманулся: Тайдула выздоровела и старалась всячески изъявить свою благодарность. В сие время ханский посол Кошак обременял российских князей беззаконными налогами – и милость царицы прекратила зло. Но добрый Чанибек, как называют его наши летописцы, жил недолго. Завоевав в Персии город Таврис и навьючив 400 верблюдов взятыми в добычу драгоценностям, сей хан был (1357 году) злодейски убит сыном Бердибеком, который, следуя внушениям вельможи Товлубея, умертвил и 12 братьев. Митрополит, очевидец столь ужасного происшествия, едва успел возвратиться в Москву, когда Бердибек прислал вельможу Иткара с угрозами и насильственными требованиями ко всем российским князьям. Все пришли в трепет, узнав о жестоком нраве нового хана. Алексий взял на себя труд укротить сего тигра. Он снова поехал в капчакскую столицу и с помощью исцеленной им в свое время Тайдулы, матери Бардибека, исходотайствовал милость для государства и церкви. Великий князь Иоанн II Иоаннович (Иван II Иванович Красный (Красивый)), его семейство, бояре, народ встречали добродетельного митрополита по возвращении из орды как утешителя Небесного. Успокоив Россию, митрополит жил два года в Киеве, оставленном его предшественниками, среди развалин и печальных следов долговременного запустения, стараясь обновить церковное устройство и великолепие храмов.
Иоанн II Иоаннович (Иван II Иванович Красный (Красивый)) надеялся княжить мирно, но вскоре татарский царевич Мамат-Хожа приехал в Рязань и велел объявить ему, что настало время утвердить законный рубеж между Олеговым и Московским княжениями, а на самом деле корыстолюбивы царевич, уже прославившийся злодеяниями насилия, хотел грабить в обеих землях под видом размежевания оных. Великий князь Иоанн II Иоаннович (Иван II Иванович Красный (Красивый)), ссылаясь на ханские грамоты, ответствовал, что он не впустит посла в Московские области, границы коих известны и не подлежат сомнениям.
[13 ноября 1359 г.] Иоанн II Иоаннович (Иван II Иванович Красный (Красивый)) княжил 6 лет и скончался на тридцать третьем году от рождения, заслужив прозвание Кроткий, не всегда достохвальное для государей, если оно не соединено с иными правами на общее уважение. Подобно отцу и брату князь написал духовное завещание, в коем предназначил Москву двум юным сыновьям Димитрию и Иоанну, велев им блюсти, судить и рядить земледельцев свободных, или численных людей. Супруге Александре он отдал разные волости и части московских доходов, Димитрию – Можайск и Коломну с селами, а Иоанну Звенигород и Рузу. Из драгоценностей Иоанн II Иоаннович (Иван II Иванович Красный (Красивый)) оставил Димитрию икону святого Александра, золотую шапку, бармы, жемчужную серьгу, коробку сердоликовую, саблю и шишак золотые; Иоанну также саблю и шишак, жемчужную серьгу, стакан царьградский.
[1360-1361 гг.] Российские князья отправились в Орду с дарами, и новый хан отдал великое княжение Димитрию Суздальскому, младшему брату Андрея Константиновича. Современники удивились такой несправедливости, считая, что сын, да еще и младший, не может требовать достоинства, коего не имел ни его отец, ни дед, и что оно принадлежит роду московских князей.
Избранный ханом великий князь Димитрий въехал [22 июня 1360г.] во Владимир, к удовольствию жителей обещая снова возвысить достоинство сей пришедшей в упадок столицы. Он надеялся, вероятно, перевести туда и митрополита, но Алексий, благословил его на княжение, возвратился в Москву.
Иоанн Калита и Симеон Гордый начали спасительное дело единодержавия; Иоанн Иоаннович и Димитрий Суздальский остановили успех оного и снова дали частным владениям надежду быть независимыми от великокняжеского престола. Надлежало поправить расстроенное сими двумя князьями и действовать с тем осторожным благоразумием, с той смелой решительностью, коими немногие государи славятся в истории. К счастью, столь бесценными свойствами природа одарила внука Калиты, Димитрия Иоанновича, получившего прозвание Донского, но потребовалось еще не мало времени для приведения их в зрелость, а государство успело бы между тем погибнуть, если бы Провидение не даровало юному Димитрию мудрых пестунов и советников.

Н.М.Карамзин

История Государства Российского для детей.

ООО "Издательство АСТ",М., 2009

 

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player