РЕКЛАМА 
иван-чай имеет приятный успокаивающий эффект
ФОРУМ НОВОСТИ САЙТА

ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ

   
Владимир Всеволодович Мономах

Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125), великий князь киевский в 1113—25, государственный деятель, военачальник и писатель. Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина Мономаха). В 1073 заключил в Сутейске мир с Польшей. В 1078 его отец стал киевским князем, а Владимир Всеволодович Мономах получил Чернигов. С 1093 Владимир Всеволодович Мономах вёл войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Всеволодович Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Всеволодович Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (1097, 1100, 1103). После Долобского съезда (1103) Владимир Всеволодович Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.


После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Всеволодовича Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник устав Владимира Всеволодовича Мономаха, который, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов. Таким же духом проникнуто и «Поучение» Владимира Всеволодовича Мономаха, где он выступает за установление мира между феодалами и крестьянами. «Поучение» является ярким памятником древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным блеском.


Княжение Владимира Всеволодовича Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Владимир Всеволодович Мономах сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. После смерти Владимира Всеволодовича Мономаха феодальная раздробленность Руси вновь усилилась.

Лит.: Повесть временных лет, ч. 1—2, М. — Л., 1950; Правда Русская, т. 1, М. — Л., 1940 (тексты), то же, т. 2 — Комментарии, М. — Л., 1947, с. 425-534: Ивакин И. М., Князь Владимир Мономах и его Поучение, ч. 1, М., 1901; Тихомиров М. Н., Исследование о Русской правде, М. — Л., 1941, гл. 23; Будовниц И. У., Владимир Мономах и его военная доктрина, в сб.: Исторические записки, т. 22, [М.], 1947; его же, «Изборник» Святослава 1076 года и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской общественной мысли, в сб.: Тр. отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М. — Л.,1954.

И. У. Будовниц.

Большая советская энциклопедия, электронная версия

Текст, иллюстрации © 2002 Научное издательство "Большая Российская энциклопедия"
Разработка и дизайн © 2002 ЗАО "Гласнет"

 

 

Глава из книги "ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОСССИЙСКОГО для детей" Николая Михайловича Карамзина

По смерти Святополка [в 1113 г.] киевские граждане, определив на торжественном совете, что великим князем должен стать достойнейший из князей российских, отправили послов к Мономаху и звали его властвовать в столице. Мономах в сердечной горести отказался от предложенной ему чести. Вероятно, он боялся оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми старшего сына Ярослава, по тогдашнему обыкновению должны были наследовать великокняжеский престол. Сей отказ имел несчастные последствия: киевляне не хотели слышать о другом государе, а мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дома тысяцкого и всех жидов, бывших в столице под особым покровительством корыстолюбивого Святополка. Мирные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично позвали Мономаха [20 апреля]. «Спаси нас, — говорили их послы, — от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши дома и святыню монастырей». После этого Владимир приехал в столицу — и народ изъявил необычайную радость, а мятежники усмирились, увидев великодушного князя на главном российском престоле.


Владимир Мономах изъявил в начале своего правления не только набожность, но и любовь к Отёчеству. Он спешил также благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить свое право на имя отца народного. Причиной киевского мятежа было, возможно, лихоимство евреев: вероятно, они, пользуясь тогдашней редкостью денег: угнетали должников неумеренными ростами (процентами). Мономах, желая облегчить судьбу недостаточных людей, собрал в своем Берестовском дворце знатнейших бояр и тысяцких, рассуждал, советовался с ними и наконец определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала, ибо как ни велики были тогдашние годовые росты, но месячные и третные превышали их. Мономах включил сей закон в Устав Ярослава.


[1116—1123 гг.] Сей государь щадил кровь людей, но знал, что вернейшее средство утвердить тишину — быть грозным для внешних и внутренних неприятелей. Успехи Мономахова оружия против половцев так прославили сего великого князя на Востоке и Западе, что его имя, по выражению летописцев, гремело в мире и соседние страны трепетали от оного. Если верить новейшим повествователям, Владимир ужасал и Греческую империю. Они рассказывают, что великий князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предками над греками, отправил Мстислава. с многочисленным войском к Адрианополю и завоевал Фракию; что устрашенный император Алексей Комнин прислал в Киев, дары: крест животворящего древа, сердоликовую чашу Августа Кесаря, венец, златую цепь и бармы Константина Мономаха, деда Владимира; что Неофит, митрополит ефесский, вручил сии дары великому князю, склонил его к миру, венчал в киевском соборном храме императорским венцом и возгласил царем российским. В Московской Оружейной палате хранятся так называемая Мономахова златая шапка, или корона, цепь, держава, скипетр и древние бармы, коими украшаются наши самодержцы в день своего торжественного венчания и которые действительно могли быть даром императора Алексея.


[1116—1123 гг.] Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Он княжил в столице 13 лет и скончался [19 мая 1125 г.] на 73-м году от рождения, славный победами за Русскую землю и благими правами, как говорят древние летописцы. Уже в слабости и недуге он поехал на место, орошенное кровью святого князя Бориса, и там у церкви, им созданной, на берегу Альты предал свой дух Богу в живейших чувствованиях утешительной веры. Горестные дети и вельможи привезли его тело в Киев и совершили обряд погребения в Софийском храме. Набожность была тогда весьма обыкновенной добродетелью, но Владимир отличался христианским сердечным умилением: слезы обыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах Молился Вседержителю за Отечество и народ, ему любезный. Не менее хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу (которого он никогда и ни в чем не ослушался), снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобивость, ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. К счастью, сей памятник древности сохранился в одной харатейной летописи и достоин занять место в истории.


Великий князь в своем поучении говорит в начале, что дед его Ярослав дал ему русское имя Владимир и христианское Василий, а отец и мать прозвание Мономах, или Единоборец, оттого ли, что Владимир действительно был по матери внуком греческого царя Константина Мономаха или в самой ранней юности изъявлял особую воинскую доблесть? «Приближаясь ко гробу, пишет он, — благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука Его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только; “Он говорит несправедливо!”... Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик Господь, чудесны дела Его».


Описав в главных чертах, и по большей части словами Давид, красоту творения и благость Творца, Владимир продолжает: «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасут вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот, судите вдовиц сами, не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священны. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной. Братья сказали мне: «Изгоним Ростиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник?» Но я ответствовал: «Не могу забыть крестного целования», развернул Псалтырь и читал с умилением: «Вскую печальна еси, душе моя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему. Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие». Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых, ибо все умрем. Принимайте с любовью благословение духовных; не удаляйтесь от них; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробу. Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев. В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на отроков и тиунов, да гости не осудят юг дома, ни обеда вашего. На войне будьте деятельны; служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните. Человек погибает внезапу: для того не слагайте с себя оружия, где может встретиться опасность, и рано садитесь на коней. Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам; а где остановитесь, напоите, накормите хозяина. Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого, и купца и посла; если не можете одарить его, то хотя брашном и питием удовольствуйте: ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую о нас славу. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками: за что хвалят нас чужестранцы. Леность — мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй. Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые мужи. Когда озаряло их солнце, они славили господа с радостью и говорили: «Просвети очи мои, Христе Боже, и дал ми еси свет Твой красный». Потом садившись думать с дружиною, или судить народ, или ездили на охоту; а в полдень спали: ибо не только человеку, но и зверям и птицам Бог присудил отдыхать в час полуденный. Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охоте и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зимний не знал покоя; не надеялся на посадников и бирючей; не давал бедных и вдовиц в обиду сильным; сам надзирал церковь и Божественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребов и соколов». Исчислив свои дела воинские, уже известные читателю, Владимир пишет далее: «Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из на волю, а более двух сот казнил и потопил в реках. Кто путешествовал скорее меня? Выехав рано из Чернигова, я бывал в Киеве у родителя прежде вечерен. Любя охоту, мы часто ловили зверей с вашим дедом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней вдруг по несколько. Два раза буйвол метал меня на рогах, олень бодал, лось топтала ногами, вепрь сорвал меч с бедры моей, медведь прокусил седло; лютый зверь однажды бросился и низвергнул коня подо мною. Сколько раз я падал с лошади! дважды разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не блюдя жизни юности и не щадя головы своей. Но Господь хранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человеческого».


Без сего завещания, столь умно написанного, не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушил чужых государств, но был защитой славой, утешением собственного; и никто из: древних князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил Отечеству и добродетели. Если Мономах один раз в жизни не усомнился нарушить права народного и вероломным образом умертвить князей половецких, то можем отнести к нему слова Цицерона: «Век извиняет человека». Считая половцев врагами христианства и Неба (ибо они жгли церкви), россияне думали, что истреблять их, каким бы то ни было образом, есть богоугодное дело.


К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно о воинских и церковных делах, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем только, что он, желая доставить народу все возможные удобства, сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую землю и Суздальскую, наследственную область Всеволодова дома, для хозяйственных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь Святого Спаса.


[1125 г.] После смерти Мономаха его сын Мстислав Владимирович наследовал достоинство великого князя. Его братья господствовали в таких уделах:
Ярополк — в Переяславле, Вячеслав в Турове, Андрей во Владимире, Георгий в Суздале, а сыновья Изяслав и Ростислав в Курске и Смоленске. Новый государь, уже давно известный мужеством и великодушием, проявил добродетели своего отца на престоле России: имел ту же ревностную любовь к общему благу, ту же твердость, соединенную в нем, как и в Мономахе, с нежной чувствительностью души.

Н.М.Карамзин

История Государства Российского для детей.

ООО "Издательство АСТ",М., 2009

 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player