ФОРУМ НОВОСТИ САЙТА

СКАРЖИНСКИЙ СТАНИСЛАВ

   
Станислав Скаржинский


Станислав Скаржинский родился в 1899 г. в Варте, за четыре года до полета братьев Райт. В 1918г. восемнадцатилетний студент Технического университета Варшавы вступил в отряд молодежи, которые «очищали» родной город от немцев.
Позднее, в 29-м стрелковом полку в Канёве, ему был присвоен чин младшего лейтенанта. Когда он руководил военной операцией, его ранило в ногу осколками гранаты, после чего нога перестала сгибаться. Для Скаржинского, мечтавшего о карьере пилота, это стало настоящей трагедией. Он обратился за помощью к известному ортопеду полковнику Латковскому. Каждая операция, каждое следующее вмешательство хирургов причиняли сильнейшие боли, после чего следовали долгие и напряженные месяцы тяжелых усилий при выполнении восстановительных упражнений для поврежденной ноги. Потребовалось два года таких упражнений, чтобы негнущееся колено стало нормально функционировать. В следующем году Скаржинский, заметно прихрамывающий, предстал перед медицинской комиссией. «С таким дефектом в военно-воздушные силы? Не может быть и речи!» - последовало единогласное решение докторов. Однако боевые заслуги и опыт позволили ему склонить чашу весов в свою сторону, и он был условно зачислен в авиационную школу в Быдгоще, поскольку руководство предполагало, что он недолго останется в ней и будет отчислен уже через несколько недель после начала учебы. Но Скаржинский вскоре стал одним из первых учеников в группе, которому разрешили самостоятельный полет. Авиация позволила ему забыть о своем физическом недостатке.

Он принял участие в африканском ралли: стартовал из аэропорта Мокотов в Варшаве 1 февраля 1931 г. вместе с Андреем Маркиевичем, штурманом и механиком. Полет проходил нормально, пока они не прибыли в Судан, где произошла поломка двигателя и им пришлось совершить вынужденную посадку в Атбаре. Остановка двигателя произошла из-за поломки поршня, и Скаржинский решил заменить его. Он сообщил о ситуации в Варшаву, снял двигатель с аэроплана и с помощью местных рабочих перевез его в железнодорожные мастерские. Поршень для двигателя был доставлен через три недели и успешно водворен на место без всяких специальных приспособлений. 5 мая они приземлились в Варшаве, пролетев 25 770 км. Этот перелет способствовал популяризации авиационного спорта в Польше и развитию авиационной промышленности во всем мире.

Скаржинский начал подготовку к новому смелому проекту - перелету через Атлантический океан на польском самолете. Под предлогом установления рекорда на дальность полета при беспосадочном перелете из Сент-Луиса в Сенегале до Лиона, Скаржинский поставил перед собой сложную задачу: составление полных географических карт и изучение погодных условий на протяжении маршрута. У него был свой исчерпывающий план африканского ралли. В первые дни апреля он был обрадован, получив благоприятное решение о том, что его проект принят и ему будет оказана финансовая поддержка. Наиболее подходящим для перелета по своим параметрам был самолет польского производства RWD-5. Эти самолеты выпускались серийно и были предназначены для туристических путешествий и поэтому подходили для такого длительного перелета.

4 мая 1933 г., пролетев 6000 км от Варшавы, Скаржинский приземлился в Сент-Луи в Сенегале. Спортивный комиссар от французского аэроклуба Де Вью был в восторге от храбрости летчика. Однако его восторг несколько поутих, когда Скаржинский стал утверждать, что хотел бы перелететь через Атлантический океан и приземлиться в Бразилии. Де Вью бросил взгляд на «самолет карманных размеров», сказал, что это полное безумие, но тем не менее поддержал его. Хотя метеорологические условия были далеко не идеальными, Скаржинский решил лететь.

Перелет начался 7 мая 1933 г. в 23:00, поскольку пилот хотел приземлиться в Бразилии на следующий день. Скаржинский пилотировал машину только по приборам почти все восемь часов, поскольку поверхность океана была скрыта облаками. Время от времени он подкачивал топливо ручным насосом из нижнего в верхние баки, расположенные в крыльях самолета. 8 мая в 16 часов 15 минут, пролетев 3160 км, Скаржинский достиг берегов Америки и в 19 часов 30 минут благополучно приземлился в Масейо, где был встречен изумленной пограничной службой. Хотя Де Вью послал радиограмму, сообщающую о прибытии борта с опознавательными знаками «SP-АJU», в аэропорту полагали, что это будет большая трансатлантическая машина, а не маленький туристический аэроплан.

Скаржинский постарался избежать общения с широкой публикой, и это ему удалось. Он стартовал на своем самолете RWD и взял курс на Рио-де-Жанейро. Однако там остаться незамеченным ему уже не удалось: польские эмигранты устроили ему необычайно теплую встречу, восхищенные соотечественником.

За успешное выполнение полета ему был присвоено звание майора, а Международная авиационная федерация наградила его медалью Блерио.

В сентябре 1939 г. он командовал военно-воздушными частями армии «Поморзе». После захвата Польши Германией перебрался в Британию, где был назначен руководителем школы польских пилотов в Ньютоне.

Но он хотел воевать в воздухе и стал начальником авиабазы в Линдхольме с разрешением выполнять боевые полеты в составе 305-й бомбардировочной (польской) эскадрильи. После этого назначения Скаржинский вновь почувствовал, что он опять стал солдатом, сражающимся за свою родину.

26 июня 1942 г., когда он летел на самолете «Веллингтон» в качестве второго пилота, самолет был сильно поврежден, и команда решила сделать разворот над Голландией. Подбитый бомбардировщик терял высоту. Самолет летел все ниже и ниже и, наконец, в 2 часа 15 минут сел на воду.

Скаржинский быстро выбрался из кабины и встал на крыло, хотя его больная нога с трудом выдерживала натиск волн, перекатывающихся через крыло. Он бросился в воду и поплыл, изо всех сил борясь за жизнь, но вскоре океанская пучина поглотила его навсегда.

Несколько дней спустя тело Скаржинского прибило к голландскому берегу, где местные жители похоронили его на кладбище острова Терсхеллинг.



 

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Круглосуточный 
          Вывод Webmoney в Банки
Автор и разработчик сайта: Костюнин Олег     Get Adobe Flash player